Актуальность исследования. В настоящее время, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека.
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.
Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования являются процесс межличностных отношений в студенческой группе.
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.
Гипотезой исследования: между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь, которая определяется:
- динамикой развития межличностных отношений в студенческой группе;
- психологическими особенностями студенческого возраста.
Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов.
Изучить динамику развития межличностных отношений в студенческой группе.
Исследовать проявления свойств темперамента.
Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений.
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А.,Столяренко Л.Д. ,Рогова Е.И. ,Дж. Морено и другие.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:
- изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;
- констатирующий эксперимент;
- диагностические методы : опрос ,беседа ,тестирование;
- социометрические методы.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
- Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
- Психологическое содержание и характеристика темперамента
- Психологические особенности студенческого возраста
- Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе
- Исследование свойств темперамента студентов
- Заключение
Прочие материалы:
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и п ...
Организация собственного исследования на тему: «Влияние успешности обучения
на самооценку младшего школьника»
Цель исследования – изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень само ...
Понятие "потребительское поведение" и
потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...
Навигация