Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

Психология развития » Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

Актуальность проблемы

. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, черт характера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы выбранная профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта. Характер, способности человека и как следствие – отношение к труду, развиваются при жизни вследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональной деятельности, при условии деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектов деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Природные возможности являются анатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимо учитывать уже на этапе выбора профессии.

Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

К.Роджерс психологически характеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенное творческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциал личности - зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.

Согласно Е.А.Климову наилучшее осуществление данной деятельности, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.

Таким образом, изучив труды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные особенности данной проблемы, что даст возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионала.

Цель исследования

: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Объектом исследования

: выступили продавцы магазина «Квинта» г. Стерлитамак (20 человек).

Предметом исследования

: явилась эффективность труда, индивидные особенности – свойства темперамента, тип темперамента и нервной системы, тип мышления.

Гипотеза исследования:

Наибольшей эффективности труда достигают продавцы с сильным типом нервной системы, холерики, сангвиники, имеющим неригидное мышление, с высокими показателями свойств темперамента - эргичности (ЭР) и эргичности социальная (СЭР), пластичности предметной (П) и пластичности социальной (СП), скорости (темпа) предмет­ной (Т) и скорости (темпа) социальной (СТ), эмоциональной чув­ствительности предметной (ЭМ) и эмоциональной чувствитель­ности социальной (СЭМ).

Методы исследования

:

1. Анализ работ известных психологов Е.А.Климова, В.С.МерлинаТ.А. Матис, Орлова А.Б., Леонтьева А.А.), в которых отражены различные взгляды и подходы по данной проблеме.

2. Сбор и обобщение данных, полученных в психологии, имеющих отношение к исследуемой проблеме.

3. Анкетирование и тестирование для выявления индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.

В ходе написания дипломной работы нами решались следующие задачи исследования

:

1. Изучить состояние проблемы в психологической литературе.

2. Рассмотреть и проанализировать эффективность трудовой деятельности.

3. Подобрать и разработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

4. Провести экспериментальное исследование с использованием разработанных и подобранных методик для выявления влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

Научная и практическая значимость исследования

: В работе проанализированы и обобщены теоретические аспекты поставленной проблемы; проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердить гипотезу о неоднозначности влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности. Выявлены закономерные связи свойств темперамента с уровнем эффективности труда. Результаты исследования могут быть использованы руководителями предприятий, практическими психологами, так как они дают возможность более компетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионализма, а также разработать рекомендации по ее оптимизации.

Прочие материалы:

Значение сказки в дошкольном возрасте
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так как взрослые, они мыслят вещами, предметами ...

Основные закономерности возрастной динамики смысла любви
Если хочешь быть любимым, люби Сенека Сравнение представлений школьниц, студенток и молодых жен и анализ динамики женских представлений о любви позволяет сделать вывод о высокой устойчивости выделенных в результате исследования типов му ...

Области развития.
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторны ...