Современная классификация стилей педагогической деятельности

Страница 1

В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24].

Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и твердая воля. Учителя с этим стилем деятельности главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Авторитарные педагоги требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны им объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют учебную деятельность, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети у таких педагогов обычно замыкаются, и их взаимодействие нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети приспосабливаются к такому стилю педагогической деятельности и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократический стиль. Демократический стиль деятельности говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах, любви к детям и является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Учитель демократического стиля характеризуется доброжелательностью, терпимостью по отношению к ученикам. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения, у них на уроках школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности.

Демократичные педагоги ценят в поведении детей самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют им право быть самостоятельным в каких-то областях учебной деятельности, не ущемляя прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает учеников и они часто прислушиваются к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности характеризуется непрофессионализмом, недисциплинированностью. Педагоги характеризуются нерешительностью, колебаниями, их самооценка чаще заниженная, а локус контроля – экстернальный, поэтому учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам и коллегам. Ученикам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А ученики, как бы они не бунтовали, нуждаются в педагогах как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться

Каждый из вышеописанных стилей педагогической деятельности определяет характер взаимодействия с учениками: от подчинения – к партнерству – к отсутствию направленного воздействия. Следует отметить, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.

Более детализированная дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом: 1) общение на основе увлеченности преподавателя совместной с учащимися творческой деятельностью; 2) общение на основе дружеского расположения; 3) общение-дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля; 4) общение-устрашение; 5) общение-заигрывание.[25]

М.И. Станкин в курсе лекций по психологии общения, перефразируя Н. Паркинсона, делит часть преподавателей на три группы в зависимости от манеры беседовать с учащимися:

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Исследование
Нами было проведено исследование в четырех семьях. Сначала подростку и его родителям было предложено пройти опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение). Затем было проведено интервью (см. приложение) с подростками, были ...

Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии ...

Счастье
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекра ...