Особенности развития личности младшего школьника

Страница 8

Наиболее значимыми, отрицательно отражающимися на детях оказались две из этих ошибок: когда родители плохо представляют цель, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания, и когда в семье отсутствуют единые, требования и линия в воспитании детей. Отрицательное влияние этих ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие другие качества, в том числе на общественную активность школьников [16].

Обе ошибки нередко встречаются в одних и тех же семьях и как бы дополняют одна другую, еще больше осложняя тем самым воспитательную обстановку в семье. Это замечание относится не только к этим двум, но и к другим ошибкам родителей.

В.И. Зацепин, рассматривает различные типы семей и, классифицируя их по качеству отношений, педагогически слабыми называет конфликтные, социально неблагополучные и дезорганизованные семьи [54].

Анализ публикаций показал, что развитие личности ребенка идет в нескольких направлениях-сферах:

- Мотивационную сферу характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию созидательного и волевого регулирования поведения ребенка.

- Меняется направленность его интересов - от взрослых к сверстникам, возникает просоциальное поведение мотивированное моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.

- В эмоциональной сфере проявляется большее разнообразие интонаций, оттенков мимики, развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию, появляется способность к эмоциональной децентрации, но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

- Происходит перестройка умственных, познавательных процессов: расширяется кругозор, развивается мышление, изменяется характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, формируются основы мировоззрения.

- Преодолевая многие трудности в общении - с одноклассниками, учителем - дети учатся находить новые способы общения и взаимодействия друг с другом, в процессе чего происходит формирование самосознания ребенка.

- Дети с отрицательной самооценкой, склонны всюду видеть непреодолимые препятствия, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

- Характер формируется под воздействием общественно-исторических условий, направленности воспитания, особенностей природной организации ребенка.

- Степень социальной адаптации ребенка определяется активностью и направленностью его в период досуга, адекватностью трудовой деятельности и обучения, а так же уровнем социального функционирования семьи в целом.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является семья, в частности ее социальный статус, уклад и образ жизни, стиль воспитания, отношение родителей к ребенку, и их личный пример, манера общения, отсутствие одного из родителей, наличие детей и родственников, особенности взаимоотношений между членами семьи и между родителями.

Мы предполагаем, что особенности взаимоотношений родителей, их поведение в конфликте влияют на развитие тех или иных личностных качеств ребенка. Поэтому следующая глава будет посвящена рассмотрению понятия конфликт, видов, особенностей и причин его протекания в семье, а так же стратегий поведения в конфликте.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Прочие материалы:

Субъективные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности
Что вызывает появление оценочной тревожности как черты характера? Какие факторы повышают оценочную тревожность и ее компоненты (беспокойство и эмоциональность)? В более поздних работах Спилбергер и его коллеги дополнили понимание оценочн ...

Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, вос ...

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND ...