Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой — нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка (таблица 1).
Таблица 1 Эмоциональные нарушения у детей
Сфера проявления |
Характеристики |
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми |
- неуравновешенность; - возбудимость; - бурные аффективные реакции, которые сопровождаются соматическими изменениями; - негативизм; - упрямство; - неуступчивость; - конфликтность; - жестокость. - устойчивое негативное отношение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях; -эмоциональная холодность; - отчуждение; - скрывающее неуверенность в своих силах. |
Особенности внутреннего мира |
- острая восприимчивость; - впечатлительность; - болезненная чувствительность; - наличие страхов; - мешающими нормальной жизнедеятельности детей; - тревожность; - мнительность |
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Очевидно, что в отдельные периоды супружеской жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:
- привязанность, или безусловная забота – отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;
- дружба – основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;
- эрос – романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;
- эмпатия – основана на милосердии и сострадании;
- любовь к себе – умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.
Негативный полюс содержит следующие эмоции:
- гнев – основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;
- вина – враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;
- обида – эмоция, за которой скрывается мстительность;
- ненависть – застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;
- критичность – не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;
- дистанцирование от партнера, уход – способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;
- безразличие – полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние.
Для выявления семейных отношений нами были применены две методики:
- Тест родительского отношения
- Биополе семьи
Тест родительского отношения
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Прочие материалы:
Восприятие студентами активных методов обучения
Рассмотрим описание методов студентами и сравним их с реальными описаниями.
Обобщенное описание метода мозгового штурма:
Набрасывание идей для решения поставленной задачи. Высказывание первого пришедшего в голову, непроизвольно, поток с ...
Организация и методы экспериментального исследования
Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству проводилось на базе Роддома № 1, расположенного в г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22.
В качестве испытуемых были выбраны женщины от 18 ...
Понятие и стадии ОАС
Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них ...
Навигация