5) Психологическое здоровье (Кузнецова О. В)
Ни один из выделенных в науке частных компонентов "готовности" не может рассматриваться изолированно: только комплекс различных аспектов личностного развития, оцененный комплексом диагностических процедур, позволяет строить правильную диагностику. И с ее помощью пути полноценного развития и воспитания ребенка.
Дубровина И.В. выделяет традиционные аспекты школьной зрелости:
Интеллектуальный
Эмоциональный
Социальный
Дубровина говорит: "если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [11, стр. 32]
Так Божович Л.И. [3] выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения.
широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с "потребностями ребенка в общение с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений" [3 стр.23-24] мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, "познавательные интерес детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладение новыми умениями, навыками и знаниями" Слияние этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника" [3 стр.35]
Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника " и широкие социальные мотивы учения - являются сугубо исторические. Школа является связующим звеном между детством и взрослостью.
Новообразование "внутренняя позиции школьника" возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой слияние двух потребностей - познавательной и потребности в общение со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Важно отметить, что исследование Т.А. Нежновой [52], направленное на изучение внутренней позиции школьника, показало, что школа привлекает многих детей прежде всего своими формальными аксессуарами, внешними атрибутами школьной жизни. Желание учиться в школе для многих детей не связанно со стремлением к изменениям дошкольного образа жизни. Школа как своеобразная игра во взрослость. Такие дети выделяют в первую очередь социальные мотивы, а не собственно учебный аспект школьной действительности.
Многие авторы [9,10, 15,25, 31,38,39,46,73,74,75] уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности - главный камень преткновения психологической готовности.
Д.Б. Эльконин (1978г) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это сделает в игре в одиночку, и, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, то самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не может. Д.Б. Эльконин говорит: "Функция контроля очень слаба, и часто требует поддержки со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функции здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения " [71стр.287]
Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является звеном готовности к школьному обучению. По словам Д.Б. Эльконина готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" правила, способность руководствоваться им самостоятельно. В проблеме "готовность" на первое место была поставлена сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Были выделены следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; умение самостоятельно выполнять требуемые задания зрительно воспринимаемому образцу. Фактически это - параметры произвольности.
Прочие материалы:
Спонтанные конфликты в диалогах СМИ: провоцирование и управление
конфликтами
В современном стремительно меняющемся мире средства массовой информации (СМИ) оказывают существенное влияние на массовое сознание общества.
ТВ-диалоги, радиодиалоги политиков, общественных деятелей, высокопоставленных чиновников, обсужде ...
Использование сказок и рассказов для развития
воображения у детей
Однажды в лесу, повстречал медведь, зайчика. Зайчик сидел на пеньке и смотрел на дерево. На том дереве был улей, а в улье жили пчелы.
Зайчику очень хотелось попробовать, что такое мед.
Все звери говорили: " Он такой сладкий, он так ...
Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического
статуса
Результаты изучения родительского отношения.
Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как.
- отвержение (17 высокие значения).
- социальная желательность (63% высокие значения).
- симбиоз (43% высокие значения ...
Навигация