Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание»

Психология развития » Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей » Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание»

Страница 4

Психосоматические заболевания - это такие заболевания, причиной которых являются, в основном, мысли и эмоциональные переживания больного. То есть, если медицинское обследование не может найти физическую или органическую причину болезни или если исследуемое заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда оно может быть классифицировано как психосоматическое.

Но, к сожалению, в современной психологии термин "психосоматический" приобрел негативное значение, ведь его часто ( и ошибочно!) путают и соотносят с симуляцией, психическими расстройствами и откровенным мошенничеством. Настоящая психосоматическая боль вызвана, быстрее всего, несознательным умом, чем симптомами болезни или ранения. Психосоматическое заболевание может возникнуть в результате проблем в личной жизни и взаимоотношениях, стресса и других не физиологичных причин, вызванных внешними факторами или людьми. Именно поэтому проблема психосоматических отношений - один из наиболее сложных вопросов современной психологии.

Во время становления психосоматической психологии как науки, которая пыталась установить связь между телесным и психическим, была создана однолинейная модель психосоматических болезней. К этим болезням относили конверсионные, функциональные болезни и психосоматозы (к последним - бронхиальную астму, язвенный колит, есенциальную гипертонию, нейродермит, ревматоидный артрит, язву двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз). Зато современные исследователи считают, что при взаимодействии физических и психосоциальных факторов возможным является возникновение любой болезни. Эта концепция доказывает богатство факторов открытой модели психосоматической болезни и на смену узкому понятию психосоматических расстройств вводит интегральный психосоматический подход. Согласно его постулатам, сложный патогенез психосоматических расстройств определяется такими условиями:

- неспецифической наследственностью и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;

- наследственной склонностью к психосоматическим расстройствам;

- нейродинамическими расстройствами (нарушениями работы и деятельности центральной и вегетативной нервных систем);

- личностными характеристиками;

-психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих факторов;

- фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

- особенностями психотравмирующих событий.

История современной психосоматической психологии начинается из психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Он, вместе с Брейером, доказал, что "подавленая эмоция" и "психическая травма" путем "конверсий" могут проявляться соматическим симптомом. Фрейд отмечал, что необходима "соматическая готовность" - физический фактор, который имеет не последнее значение при выборе органа. А доктор Джозеф Ф. Монтегю, автор книги "Расстройства желудка на нервной почве", к примеру, пишет: "Язва желудка возникает не от того, что вы едите. Язва возникает от того, которое съедает вас" [4].

В пределах психосоматики как направления в наше время существует два подхода - психоцентристский и соматоцентристский|.

Психоцентристский подход анализирует влияние на возникновение, клинические проявления и прогноз болезни острого и хронического психического стресса, а также различных характеристик, связанных с психическим статусом человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие ребенка и успеваемость в школе
Проблема трудностей обучения в школе одна из самых сложных недостаточно изученных специалистами. Эта проблема неуспеваемости детей начинается ещё в начальной школе, и поэтому если мы не обращаем внимания на это, то эти дети в последствии ...

Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются ...

«Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возник ...