Цель: повторно определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психического напряжения. Сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента.
Данная цель решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.
Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.
Рис.2.5. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период
контрольного эксперимента
Где: У - общая неудовлетворенность;
Н - нервно-психическое напряжение;
Т-семейная тревожность.
Рис.2.6. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период контрольного эксперимента
Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в группе А процент общей неудовлетворенности нервно-психического напряжения и семейной тревожности значительно снижен. Данные контрольной группы практически не изменились - преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).
Анализируя работу контрольного эксперимента и сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что составленная нами программа оказывает влияние на отношения между супругами, но стиль поведения в конфликте практически не меняется.
Следующим этапом контрольного эксперимента является установление влияния типа темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте. Для этой цели нами была составлена следующая таблица:
Таблица 2.3.
«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период контрольного эксперимента»
Код семьи |
тип темперамента |
стратегии поведения в конфликте |
А 1 |
холерик |
компромисс, |
А 2 |
меланхолик |
компромисс |
А 3 |
сангвиник |
избегание |
А 4 |
меланхолик |
компромисс |
А 5 |
флегматик |
приспособление, компромисс |
А 6 |
холерик |
компромисс, приспособление |
А 7 |
флегматик |
компромисс, приспособление |
А 8 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Таблица 2.4.
«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период контрольного эксперимента»
Код семьи |
тип темперамента |
стратегии поведения в конфликте |
Б 1 |
флегматик |
приспособление, избегание |
Б 2 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 3 |
флегматик |
компромисс, приспособление |
Б 4 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 5 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 6 |
меланхолик |
компромисс |
Б 7 |
сангвиник |
приспособление, избегание |
Б 8 |
меланхолик |
компромисс |
Прочие материалы:
Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие
Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции ...
Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3. Проблема соотношени ...
Бланшфлер
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ...
Навигация