Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей

Психология развития » Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей » Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей

Страница 1

Межличностные (объектные) отношения оказывают определяющее влияние на психическое развитие ребенка с первых дней его жизни. Идентификация внутреннего «Я» у ребенка видоизменяется на протяжении всего периода формирования его как личности (прил. 1). При переходе к каждой последующей фазе развития могут наблюдаться в большей или меньшей степени выраженные нарушения идентификации — кризис идентификации развития, следствием и клиническими проявлениями которого являются различные невротические, адаптационные и поведенческие расстройства [7].

Первой стадией развития психики ребенка, согласно Эриксону (2000), является орально-сенсорная фаза (возраст до 18 мес), по Пиаже — сенсорно-моторная (возраст до 2 лет). Основной проблемой его идентификации на этом этапе развития является конфликт между формирующимися «базисным доверием» и «недоверием». У маленького ребенка социальное недоверие проявляется отказом от приема пищи, глубоким сном, неконтролируемыми испражнениями. Достаточно выраженное «базисное доверие» в возрасте до 4-5 недель проявляется аутистическими фазными состояниями полусна-полубодрствования, которые сменяются поведенческим феноменом симбиотической привязанности к матери. Описанные психические проявления свидетельствуют о достижении гомеостатического равновесия организма с окружающей средой. При прохождении орально-сенсорной фазы развития ребенок усваивает модели поведения, возникающие в ответ на конкретные внешние стимулы, которые позволяют уменьшать напряжение, связанное с потребностью реализации инстинктов и достижением гомеостатического равновесия с окружающей средой.

Познавательная способность ребенка базируется преимущественно на стремлении манипулировать неодушевленными предметами. Трудности, связанные с влиянием окружающего мира, он преодолевает путем ассимиляции и аккомодации (модификации поведения в целях адаптации к новым стимулам). Неудовлетворительная адаптация сопровождается соматовегетативной дисфункцией — наиболее недифференцированной психической реакцией на фрустрирующую ситуацию. Чувство тревоги, которое, как правило, возникает в связи с присутствием рядом незнакомого человек включает в себя, с одной стороны, любопытство, с другой — страх.

При адекватном прохождении первой фазы развития у ребенка с 5-месячного возраста начинается процесс «высвобождения из оболочки аутизма», повышается способность адекватно воспринимать мир в результате когнитивного (познавательного) и неврологического созревания. В случаях неадекватного прохождения первой фазы развития основополагающая характеристика психики — «доверие» формируется в недостаточной степени. В детском возрасте это проявляется самоизоляцией, недоверчивым отношением к окружающим людям и событиям, формированием неадекватной аконтактности и пара-аутических реакций на фрустрирующие ситуации.

Таким образом, неадекватное прохождение орально-сенсорной фазы (с фиксацией свойственных ей проблем) ведет к формированию дисгармоничных объектных отношений, которые мы назвали «проблемные отношения использования».

Второй этап развития психики ребенка, по Эриксону, — мышечно-анальный (возраст от 1,5 до 3 лет), по Пиаже — предоперационная фаза (возраст от 2 до 7 лет). Основными проявлениями психической деятельности в этот период являются усвоение навыков ходьбы, приема пищи, а также активное речевое общение. Главная проблема идентификации ребенка на этом этапе развития — приобретение автономии, навыков преодоления стыда и сомнения. Стыд возникает, когда ребенок остро ощущает негативную оценку своих поступков со стороны окружающих его людей. Если родители слишком часто наказывают малыша, у него возникают неуверенность в себе и убеждение в неизбежности наказания. Образ матери занимает главенствующее место в мироощущении ребенка. Характерным проявлением кризиса развития в этот период является «кризис сближения» — желание получить утешение от матери и неспособность принять ее помощь. Возникновение тревоги в этом возрасте, как правило, связано со страхом разлуки с матерью. Преодоление «кризиса сближения» происходит по мере совершенствования навыков самообслуживания, способности получать удовольствие от самостоятельной деятельности. Ребенок, успешно преодолевший мышечно-анальную фазу развития, легче переносит разлуку с матерью и не ищет ей замены, так как уверен, что она вернется.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Теория социального научения
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае р ...

Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии ...

Коррекционная направленность трудового обучения в воспитании самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта
Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования Применение труда в коррекц ...