Анализ Таблицы 1 показал, что уровень личностной тревожности среди испытуемых распределился следующим образом:
- низкий – 3 человека (30%);
- средний – 4 человека (40%);
- высокий – 3 человека (30%).
Уровень реактивной (ситуативной) тревожности в 90% случаев был несколько выше уровня личностной тревожности и распределился следующим образом:
- низкий – 2 человека (20%);
- средний – 5 человека (50%);
- высокий – 3 человека (30%).
Таким образом, все лица, имеющие высокий уровень личностной тревожности, дали и высокий процент реактивной тревожности.
Все испытуемые с высоким или близким к высокому (42-43 балла) уровнем тревожности, как личностной, так и реактивной – 4 человека, оказались неудовлетворенными своей профессиональной состоятельностью. Они часто испытывают состояние дискомфорта на работе, внутреннего конфликта; они испытывают повышенную утомляемость и раздражительность; у них занижена самооценка. Два человека из испытуемых с высоким уровнем тревожности даже обращались за помощью к психологу.
Из данных, отраженных в Таблице 1. можно также проследить взаимосвязь умственного и физического труда и уровнем тревожности и, соответственно с уровнем профессиональной успешности.
Тревожность, влияющая на успешную деятельность, явно прослеживается у работников умственного труда, по сравнению с работниками физического труда, что возможно связано с преобладающим влиянием состояния тревоги на высшую нервную систему организма. С другой стороны, может существовать и «обратная связь» между способом труда и саморефлексией, что у тревожных личностей снижает уровень самооценки.
Отчетливой связи уровня тревожности с возрастом выявлено не было, но среди испытуемых с высоким уровнем тревожности преобладали женщины, что возможно связано с более выраженной эмоциональностью женщин и эмоциональной лабильностью и склонностью к тревоге. Кроме того, женщины, занятые интеллектуальным трудом, показали более высокую мотивацию к успеху (83,6%), чем мужчины (50%).
Наиболее низкий уровень тревожности показали молодые мужчины (до 25 лет).
Таким образом, используя методику Спилбергера, мы получили данные, что испытуемые с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности испытывают большую неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, чем испытуемые с низким уровнем тревожности. Более высокий уровень тревожности присущ людям, занятым в интеллектуальной сфере деятельности или людям, занятым в сфере, требующей постоянного напряжения и внимания. В нашем случае – это продавцы, секретари, учителя, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: уровень тревожности влияет на удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Прочие материалы:
Классификация активных методов обучения
Большой клад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С.Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В ...
Воздействие социально-психологического климата на личность летчика.
От установившегося социально-психологического климата в экипаже зависит самочувствие летчика, его работоспособность, и жизнеспособность. Индивид, оказавшийся в группе охвачен радостным возбуждением, невольно заряжается им, даже если до эт ...
«Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый.
Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возник ...
Навигация