Персонология Г.Мюррея

Предметом этой психологии является взаимодействие личности с окружающей средой через ее потребности. Основные задачи, решаемые этим направлением:

1) изучение структуры личности;

2)изучение динамики личности;

2)диагностика личности через ее потребности.

В персонологии Г.Мюррея – личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие личности происходит через развитие потребностей и побуждающие свойства внешней среды

Эта теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа 3. Фрейда.

Главный вклад в теорию Мюррея связан с разработкой понятия «потребность», которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют «прессы», т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список сорока потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой «тема», которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует «потребностный интеграт». На основании этих базовых понятий Мюррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Мюррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнительным стадиям Мюррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

1) клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;

2) уретральный, в нем главные защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости. Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой известной считается «Тематической апперцепции тест» (ТАТ).

Прочие материалы:

Уровень сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимо: планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и з ...

Вывод
Технические системы становятся взаимосвя­занными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовлен­ ...

Основные понятия теории гештальт-психологии и ее основные цели
С психологической точки зрения человек в каждый момент своей жизни существует в неком поле, состоящем из его прошлого опыта, представлений о самом себе, убеждений, ценностей, установок, надежд и страхов перед будущим, значимых взаимоотнош ...