Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Страница 3

1) когнитивный реализует информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую функции;

2) эмоционально-оценочный компонент выполняет оценочно-императивную функцию;

3) мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

Взаимосвязь компонентов ценностных ориентаций носит интегративный характер, отражает неразрывность субъективно-личностных элементов как единства внутреннего плана отношения учащихся к объектам и объективно – практических действий в учебной деятельности. Содержательное наполнение и особенности взаимосвязи компонентов ценностных ориентаций выступили основанием для определения ее как интегративного, устойчивого личностного образования, которое включает знание сущности ценности, эмоционально– оценочное отношение к ней и выражается в активности личности по присвоению данной ценности.

Компонентный состав ценностной ориентации определил выбор ее критериальных оснований [Таблица 1]

Таблица 1 - Критерии и показатели проявления у старшеклассников ценностной ориентации

Критерии

Показатели

1.Когнитивный

Полнота знаний о ценностях

Системность знаний о ценностях

2. Эмоционально- оценочный

Характер объектов эмоционально-оценочного отношения

Форма эмоционально-оценочного отношения к объектам

3. Мотивационно- поведенческий

Характер мотивов активности в присвоении ценностей

Степень сформированности поведения

Ведущим средством обучения выступают учебные задачи ценностно-смыслового характера, классифицируемые по содержанию, по форме отражения "ценностной" реальности, по характеру и форме заданности искомого, по уровню сложности. Отличаясь полифункциональностью, они выступают основанием для конкретизации и выстраивания системы дидактических средств на каждом этапе процесса обучения в зависимости от уровня сформированности ориентации.

В качестве средства достижения поставленной цели можно использовать объяснительно-иллюстративное изложение, художественные тексты, учебные задачи ценностно-смыслового характера. Формирование компонентов ценностной ориентации обусловливалось спецификой присвоения содержания ценностей.

Таким образом, сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Функции воли
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний суб ...

Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания. А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно ...

Классификация конфликтов. Межличностные конфликты
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и для того, чтобы лучше ориентироваться в их специфических проявлениях необходимо рассмотреть их классификации. Г.Н. Макаров выделяет следующи ...