Выводы

Страница 2

Именно поэтому возникает необходимость включения в социально-педагогическую систему эстетического воспитания социально-педагогических программ формирования норм эстетического поведения и общения у подростков, основанных на системе социально-педагогических тренингов.

Во второй части данного исследования проводилась экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых был избран в качестве контрольного, второй в качестве экспериментального.

На наш взгляд, наиболее методически обоснованным средством исследования нравственно–эстетического развития подростков являются методы социально-психологического тестирования.

Именно поэтому в процессе исследования уровня развития норм эстетического поведения и состояния межличностного общения между подростками нами использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича и методика социометрии, которая позволяет установить положение того или иного подростка в классе.

Используя методику М. Рокича на констатирующем этапе экспериментальной работы, мы установили, что как в контрольном, так и в экспериментальном классах большинство подростков ориентированы на инструментальные ценности, т.е. на ценности - средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально – этической сферы подростков, что безусловно сказывается и на эстетике их поведения.

Использование метода социометрии дало возможность установить, что уровень взаимоотношений между подростками находится на недостаточном уровне, большинство подростков как экспериментального, так и контрольного классов имеют низкий социальный статус, вместе с тем подростки, ориентированные на терминальные ценности в обоих классах относятся к категории «звезд», т.е. имею высокий социальный статус.

В целом констатирующий этап экспериментальной работы показал, что уровень развития эстетики поведения зависит от ценностных ориентаций подростков, напрямую связан с уровнем взаимоотношений в классе – подростки, ориентированные на терминальные ценности, обладающие более высоким развитием морально – нравственной сферы , являются уважаемыми и авторитетными членами классного коллектива, их социальный статус в коллективе выше, нежели у подростков, имеющих ориентацию на инструментальные ценности и ориентированные на инструментальные ценности.

На формирующем этапе экспериментальной работы нами была внедрена разработанная социально-педагогическая программа формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, которая состояла из 12 занятий.

После проведения формирующего этапа экспериментальной работы, направленного на внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, на контрольном этапе экспериментальной работы мы проводили повторную диагностику, в ходе которой анализировали динамику в развитии нравственно-эстетических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах, а также изменения в социальных взаимоотношениях внутри классного коллектива.

На контрольном этапе экспериментальной работы нами было установлено, что после проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в уровне взаимоотношений подростков.

Проведенный анализ показал, что в экспериментальном классе удалось увеличить количество подростков, ориентированных на терминальные ценности, после реализации программы эстетического воспитания социальный статус вырос у большинства подростков, увеличилось количество подростков с высоким и средним социальным статусом, значительно снизилось количество предростков с низким социальным статусом.

При этом уровень развития исследуемых показателей в контрольном классе остался на прежнем уровне

Таких результатов нам удалось достичь благодаря целенаправленной работе по формированию эстетических навыков поведения подростков, что повлияло на изменение их ценностных ориентаций и повысило уровень социальных взаимоотношений между подростками, психолого-социальный климат в данном классе.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чут ...

Ранний возраст
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физиче ...

Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, вос ...