Развитие внимания у детей проходит постепенно.
В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Характерная черта внимания детей младшего дошкольного возраста – значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой игрушкой, разговором. Однако чем сильнее выражен интерес к объекту, тем устойчивее непроизвольное внимание ребенка.
Дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Он может довольно значительное время рассматривать игрушку, картинки, слушать стихи и сказки, следить за речью окружающих и своей собственной. Выполнение детьми ряда поручений, возложенных на них обязанностей в детском саду и дома, приучает детей обращать внимание на необходимость достижения той или иной цели, выполнения указаний и требований взрослых. Все это приводит к развитию произвольного внимания.
К концу дошкольного возраста внимание поднимается на более высокую ступень своего развития. Это связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, вхождением ребенка в условия жизни семьи и детского сада, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше и больше начинает обращать внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне поля его внимания. Это расширение сферы общения ребенка, обогащение его интересов в первую очередь поднимает на более высокий уровень развития непроизвольное внимание.
Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания.
Воспитатели ставят перед детьми цели, направляют их восприятие на жизненно важные стороны окружающей жизни, учат их наблюдать. Старшие дошкольники могут в течение более длительного времени управлять своим вниманием.
Развитию произвольного внимания способствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, рисование и др.). Без наличия цели, сосредоточенности и направленности внимания, без его устойчивости невозможно овладеть ни одним видом деятельности, невозможно достичь желаемого результата.
Постепенно к концу дошкольного возраста появляется опыт в управлении своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, без той постоянной помощи со стороны взрослых, которая так была необходима младшим детям. Это является одним из основных условий готовности ребенка к школьному обучению.
Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.
Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное.
Вместе с тем есть и какие-то неинтересные моменты, которые надо преодолеть, чтобы достичь результата. Так формируется произвольное внимание, которое требует известных усилий воли. Постоянная тренировка произвольного внимания приводит к овладению им в достаточной мере. Ученики (опять-таки под руководством учителя) начинают еще лучше понимать, как и почему важно не отвлекаться во время занятий, почему важно уметь быть внимательным.
На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.
Прочие материалы:
Особенности ценностных ориентаций беременных женщин
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность. Так, в истории человечества существовали периоды, когда отцовство считалось чисто ...
Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.
В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития.
В концепции Д. ...
Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назначить группу профилактических мероприятий в каждой из них.
3.1 Мотивационная часть - пропаганда ...
Навигация