Виды памяти

Страница 2

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные реф­лексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнару­живается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблю­дается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринима­лось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом­нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают­ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это свя­зано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет раз­витие прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и вос­произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными.

Подводя итоги данной работы, посвященной проблеме памяти, следует отметить следующие важные моменты:

1) Память – это сложный психический процесс, включающий запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

2) Память позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся наши знания, умения и навыки.

3) Все психические процессы осуществляются с непосредственным участием памяти, т.е. каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект.

В психологической науке существует множество теорий, объясняющих природу, механизмы и функциональное значение мнемической функции. Однако многие вопросы до сих пор остаются спорными и актуальными и требуют дальнейшего изучения как в области психологических знаний, так и в области других наук.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адапта ...

Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. "Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в ...

Состояние и перспективы военной психологии
Состояние военной психологии - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологич ...