Сказка как средство развития словесно-логического мышления

Страница 5

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека. М.Н.Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: "Фантастика для ребенка – средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать".

Л.С.Выготский говорил о том, что "творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии".

Стоит заметить, что сказка приходит к ребенку в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Она является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. При слушании и воспроизведении сказки функционируют и развиваются основные речевые функции – экспрессивная и коммуникативная.

Значение художественной литературы для развития речи детей трудно переоценить. Е.А.Флерина справедливо указывает, что "литературные произведения дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочие материалы:

Виды памяти
Различают два основных вида памяти: генетическую (наслед­ственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и физиоло­гическое построение организма в процессе развития, но и вр ...

Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представ ...

Виды внимания
Выделяют три вида внимания: 1) непроизвольное – пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя; 2) произвольн ...