Управление психическими состояниями военнослужащих в бою является сложной задачей, включающий в себя целый комплекс таких вопросов, как предупреждение возникновения и пресечение в бою отрицательных психических состояний, ликвидация их последствий в подразделениях и т.д.
Постоянное усложнение ведения современного боя, возрастающие требования к качеству выполняемых задач приводят к повышению значимости управления психическими состояниями военнослужащих в боевой обстановке.
Управление является особым видом боевой деятельности, предназначенной для организации и координации психологических усилий всех командиров подразделений и воинов по достижению конечного или ожидаемого результата при выполнении боевой задачи. Организация современного боя представляет собой сложнейшую систему, которая, в свою очередь, образует подсистемы различного уровня и сложности. Управление психическими состояниями в процессе целенаправленного воздействия имеет конкретные цели и предполагает конечный результат.
Управление психическими состояниями военнослужащих осуществляется командирами разных уровней с учетом информации о поведении их подчиненных в бою, их отношения к боевой задаче, анализа реакции личного состава на разговоры о боевой обстановке, на основе переработки и осмысления этой информации и принятии конкретных решений.
Управление психическими состояниями военнослужащих - процесс глубинного порядка, очень сложный по своей динамике. Это - регулирование взаимодействия разноуровневых элементов системы управления, к которым относятся: организационный; военно-технический; идейно-политический; психологический[18].
Организационный - включает в себя психологические проблемы формированных контактов между командирами всех степеней.
Военно-технический - включает в себя социально-психологические проблемы боевого обеспечения подразделений и частей.
Идейно-политический - включает в себя наличный уровень сформированности у военнослужащих политических убеждений.
Психологический - основной элемент системы управления. Подразделение - объект управления психическими состояниями, имеющий свою специфику, суть которой заключается в строгой детерминированности и взаимосвязи. Поэтому все элементы системы управления психическими состояниями необходимо рассматривать в единстве, так как они представляют собой сложный социально-психологический механизм.
Поэтому командиру надо знать индивидуально-психологические особенности своих подчиненных и их уровень морально-психологических и боевых качеств, индивидуально-психологические особенности, их мотивы, потребности, цели, установки в сложных условиях боевой обстановки.
Использование боевой техники и оружия в бою, отношение личного состава к конкретной боевой задаче, характер взаимоотношений между военнослужащими разных степеней и ряд других аспектов находятся в прямой зависимости от содержания тех или иных преобладающих в конкретный отрезок времени психических состояний.
Отсюда следует, что управление психическими состояниями военнослужащих признано обеспечить функционирование и развитие внутри коллективных отношений для того, чтобы все психологические процессы и явления, происходящие в воинском коллективе, а также уровень необходимых личностно-профессиональных качеств воинов способствовали выполнению боевой задачи.
Недостаток четкой организации, уставных, здоровых взаимоотношений в подразделениях оказывает отрицательное воздействие на содержание и характер психических состояний военнослужащих.
Исходя из этого, активность воина зависит не столько от его потенциальных личностных возможностей и его боевого или социального опыта, сколько от уровня управления членами подразделения, его потенциальных возможностей, боевого настроя людей, их психических состояний перед предстоящей атакой или оборонительным боем.
Анализ опыта ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны, в Республике Афганистан и Чеченской Республике свидетельствует о том, что успех в большинстве случаев зависел не столько от исполнителей - солдат или сержантов, сколько от руководящего звена, задействованного в общей системе управления боевыми действиями, их умения предвидеть, продумать, организовать боевые действия, обеспечить всем необходимым своих подчиненных, спрогнозировать поведенческие реакции в реальной боевой ситуации[19].
Прочие материалы:
Предмет психологии развития и возрастной психологии.
Два источника питают психологию развития. С одной стороны, это объяснительные принципы биологии и эволюционной теории, с другой — способы социально-культурного влияния на ход развития.
Определение психологии развития как учения о периода ...
Подходы к изучению
личности в отечественной и зарубежной психологии
Для изучения особенностей развития личности ребенка необходимо рассмотреть понятие личности в психологии. В зарубежной психологии позиции авторов относительно определения личности различны. Так, например, Г. Айзенк (1947) определяет лично ...
Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального предмета детской игры я ...
Навигация