Управление в условиях смены формы собственности

Страница 1

В последние два десятилетия в России происходят многоплановые и противоречивые общественно-экономические трансформации. Руководство компаний постепенно приходит к осознанию необходимости внедрения инновационных подходов в сфере управления. В подобных условиях все чаще при оценке эффективности результатов организационных преобразований на первый план выходят факторы социально-психологической природы, среди которых ведущим является парадигма управления. Изучение именно этого феномена является основной целью пятилетнего эмпирического исследования, проведенного на нескольких машиностроительных предприятиях Нижегородской области с использованием комплекса методов организационной и психологической диагностики. Данные компании находятся на этапе смены формы собственности с государственной на частную. Подобного рода трансформации являются наиболее характерными для современной переходной экономики России.

Проведенный анализ показал, что изменение формы собственности влечет за собой значимые трансформации в парадигме управления. Они проявляются на трех уровнях – организационная культура (ОК), принятая модель организационного поведения (ОП), система методов корпоративного обучения (МО) (p≤0,01, p≤0,05, p≤0,05 соответственно) и носят характер закономерно протекающих процессов, которые сопровождают организационные нововведения.

Установлено, что при смене формы собственности на предприятиях с разной скоростью и успешностью деятельности наблюдается изменение типа парадигмы управления – с традиционной бюрократической на инновационную рыночную. При этом рыночный тип по сравнению с бюрократическим обладает несколькими преимуществами, которые имеют социально-психологическую природу и существенно влияют на стиль управления менеджмента. Выявлено, что в конкурентной среде жизнеспособная компания проявляет высокую динамичность, находится в постоянном развитии, гибко реагирует на средовые изменения; персоналу предоставляются широкие возможности самосовершенствования, повышения профессионализма; руководство и подчиненные стремятся достигать максимально высоких результатов в работе. Одновременно, подобные оргусловия влекут за собой ряд последствий. В компании поддерживаются и развиваются индивидуальные способности каждого работника, а не "коллективный потенциал"; персонал способен пренебрегать личными отношениями для достижения высокого результата, что является конфликтогенным фактором. Напряженный ритм деятельности предъявляет повышенные требования к уровню работоспособности, стрессоустойчивости сотрудников.

И, как следствие перехода организации на рыночную парадигму управления, возрастают требования к руководителям, в том числе к психологическим особенностям их личности. Известно, что в дореформенной России сложилась определенная модель личностных качеств управленца административно-бюрократического типа. Современные же реалии требуют иного психологического облика руководителя, сближающегося по значимым характеристикам с образом менеджера западных экономически развитых стран. Следовательно, в новых условиях для эффективного выполнения управленческой функции руководителю необходимо проявлять иные, подчас противоположные личностные качества.

1. Организационные изменения на предприятии в виде смены формы собственности приводят к существенным трансформациям парадигмы управления на трех уровнях: ОК, ОП и МО.

2. Эффективность менеджера зависит от личностных качеств, делающих его успешным в организации с конкретной парадигмой управления.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Описание результатов исследования
Методика социометрического измерения проводилась следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Я сразу сделал ...

Психологическое объяснение причин девиантного поведения.
Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также сост ...

Способы создания образов
Процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Н ...