Пути создания воспитывающих ситуаций для формирования адекватной самооценки младших школьников

Страница 1

Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью, поэтому он нуждается в педагогической поддержки. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть «подтолкнуть», не дать потерять веру в себя. Именно от победы над собой, от преодоления трудностей, от признания окружающих ребенок испытывает высшее удовольствие и радость. Задача учителя в том и состоит, чтобы каждому школьнику дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Радость сама по себе не возникает, в основе ее успех, который является единственным источником внутренних сил ребенка. Воспитания младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Все это дает основание выделить первое условие: создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других.

Одно из главных жизненных умений, которыми природа не снабжает от рождения, но которыми должен, безусловно, овладеть человек, – умение управлять собой. Чтобы помочь каждому ребенку осознать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, сформировать умение владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы поведения, следует использовать методы опосредованного влияния на личность, методы, при которых школьники находились бы в субъектной позиции. Одним из таких методов является воспитывающая ситуация. Проведение ребенка через самые разнообразные ситуации помогает ему накапливать адекватный их содержанию опыт эмоциональных переживаний, приводит к убеждению на уровне своего сознания в целесообразности и правильности именно такого поведения.

Данные положения обусловили выбор третьего условия: создание воспитывающих ситуаций позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения.

Самооценка формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него взаимоотношения с окружающими, контакты со значимыми другими. Ценность отношений с другими влияет на собственное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому формирование позитивной самооценки во многом зависит от развития сферы отношений, от умения строить свои взаимоотношения с людьми, от культуры общения.

Культура общения – это, прежде всего, культура речевого поведения, регулируемая определенными правилами ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи. Отсюда немаловажным является четвертое условие: обучение школьников речевому этикету и формирование взаимоотношений с окружающими

Таким образом, формирование позитивной самооценки младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:

1) создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других,

2.1) обучение школьников приемам самопознания,

2.2) формирование у них адекватного самоотношения,

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Депрессия и инфляция
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей аним ...

Классификация воображения
Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта. Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение нап ...

Факторы, влияющие на удовлетворенность работой.
Удовлетворенность работой, наряду с качеством профессиональной деятельности, отражает состояние системы человеческих ресурсов. Удовлетворенность работой определяется разными авторами в контексте различных психических феноменов, например, ...