Основными целями работы учителя русского языка являются создания условий для интеллектуального, духовного и физического развития ребенка через гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Работая по системе Л.В. Занкова, главной задачей обучения считается общее развитие ума, воли, чувств школьников и усвоение ими знаний, умений и навыков.
«Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознания процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных».
Последний принцип тесно связан с требованиями сегодняшнего дня – дифференциацией и индивидуализацией образовательного процесса. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.
Учитывая положительные и отрицательные мнения учителей-практиков, работающих по системе Л.В. Занкова, опираясь на свои наблюдения и опыт, учитель пытается ввести изменения в организацию как самостоятельной работы учащихся на уроке, так и контроля за результатами обучения. С этой целью он составляет систему проверочных, контрольных и итоговых работ по русскому языку в I–IV классах.
В учебных пособиях по системе Л.В. Знакова заложен принципиально новый подход к организации процесса обучения, следовательно, и к проведению проверочных и контрольных работ. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для себя задания. Предлагаемые задания по русскому языку составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
На проведение такого типа самостоятельных работ подталкивает и то обстоятельство, что в школе в среднем и старшем звене такая форма контроля уже принята, следовательно, ее реализация в начальных классах является одним из условий преемственности.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенностей класса и возраста учащихся.
В ряде проанализированных работ уровни заданий различаются формулировками, объемом выполняемых работ, характером решения, трудностью материала при выполнении упражнений и т.д.
За основу можно принять уровни, предложенные И.Г. Никитиным.
О первом уровне способа умственной деятельности учащихся можно говорить в том случае, когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образцу; пропущенные буквы; составить предложение и т.д.».
Второй уровень способа умственной деятельности учащихся предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать их результаты. При выполнении заданий этого уровня школьники не только демонстрируют знания, умения, навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать и преобразовывать. Задания второго уровня могут иметь следующие инструкции «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы: измени вопрос предложения так, чтобы оно изменило бы свое значение; исключи лишнее».
Третий уровень – творческий. Он свидетельствует о способности учащегося рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывает на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какое-либо правило; сочини; придумай; подбери».
Материал проверочных и контрольных работ подобран учителем с учетом того, чтобы:
1) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков по основным вопросам начальных классов и динамику их изменений;
2) установить способы деятельности, которыми овладели учащиеся, проследить динамику в наращивании накопленных учеником способов умственной деятельности.
Все предлагаемые проверочные и контрольные работы необходимо рассматривать как целое, так как они дают возможность отслеживать наращивание способов деятельности по единым линиям, начиная с первого полугодия I класса и кончая вторым полугодием IV класса.
Изменение в багаже накопленных способов деятельности учиетель прослеживает по следующим линиям:
1) развитие мышления, в котором устанавливаются следующие показатели:
а) способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути;
б) использование вариативности при выполнении задания;
в) способность к переключению с одного основания поиска решения на другое;
2) изменение в индивидуальном темпе учебной деятельности школьника;
Прочие материалы:
Функции сказки
Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она ...
Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:
· информационно-аналитическую;
· мотивационно-целевую;
· планово-прогностическую;
· организационно-исполнительскую;
· контрольно-диагностическую;
· регулятивно-ко ...
Творческая игра в
педагогическом процессе детского сада
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и ...
Навигация