Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Психология развития » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Страница 2

Наглядно-действенный характер мышления детей в этот период ярко проявляется в их речи, в их не произвольном стремлении изменить слова, чтобы они непосредственно выражали действие: не "сухарик", а "кусарик". Не "вазелин", а "мазелин", и "лопатка", а "копатка". К. Чуковский пишет: "Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета. Трехлетний ребенок уверен, что почти каждая вещь существует для того или иного точно определенного действия и вне этого действия не может быть понята. В существительном ребенок ощущает скрытую энергию глагола . ". В этот период логика мысли еще только начинает формироваться, логика же действия определенно господствует в мышлении и речи.

Наглядно-действенное мышление ребенка-преддошкольника, осуществляясь посредством материального практического действия, порождает в себе идеальные образования-обобщения сходных способов действия и соответствующих сходных свойств объектов действия - умения как обобщенные образы действия, т.е. обобщения, воплощенные в навыках. Такой навык неразрывно связан с восприятием предмета действия - орудия. Разные исследователи называют эти обобщения по-разному: "понятие в действии" или "моторное понятие" (С.Л. Рубинштейн), "сенсомоторное понятие" (Ж. Пиаже), "функциональное понятие" (Ф. Клике) и др. Из слитного чувственного образа выделяются общие, постоянные и существенные признаки предмета как орудия - функциональные признаки. Быстрое абстрагирование от случайных признаков предметов (например, от цветовых различий) имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудия своей деятельности. Такие понятия - первая форма, практическая форма усвоения индивидом общественно-исторического опыта. Возникновение первых функциональных обобщений в наглядно-действенном мышлении в результате орудийных действий означает качественный скачок в развитии психики, но их нельзя еще безоговорочно называть понятиями. Ведь понятие как таковое - это мысль о существенных свойствах предмета. А на этом этапе сущность выявляется, прежде всего, в действиях. Мысль как таковая вне деятельности в ранних функциональных обобщениях еще не содержится, она только формируется. "Моторное" понятие, таким образом, - зародыш собственно абстрактно-логического понятия в чувственной форме отражения.

Неоспоримым свидетельством необходимости наглядно-действенного мышления являются данные о начальном этапе формирования психики у детей с врожденной или рано наступившей слепоглухонемотой. Подчеркивая исключительную роль действий с предметами-орудиями для первоначального "очеловечивания" слепоглухонемых, А.И. Мещеряков называет изобретение таких предметов, как ложка, нож, одежда, жилище, "гениальным". Овладевая общечеловеческой мудростью, сконцентрированной в предметах быта, обучаясь правильно пользоваться сотнями этих предметов, слепоглухонемой ребенок вместе с формированием человеческого поведения формирует человеческое мышление.

В истории общества генетически первым этапом становления практической деятельности и мышления является период от возникновения древнейших формирующихся людей до перехода к неандертальцу.

Антропологический тип этого периода представлен видами Homo habilis (человек умелый) и Homo erectus (человек прямоходящий) (яванский и олдувайский питекантропы, синантроп, гейдельбергский человек и др.). Первоначально Луис Лики, впервые обнаруживший хабилиса, отнес его к австралопитекам, т.к. морфологически, особенно по размерам мозга, он соответствовал именно австралопитековым, но в дальнейшем, однако, выяснилось, что хабилисы - творцы древнейшей, ранее обнаруженной олдувайской культуры (от Олдувайского ущелья в Восточной Африке) - культуры "оббитых галек", и поэтому ученые справедливо отнесли их к древнейшим формирующимся людям. К тому же, позже были обнаружены хабилисы более совершенные анатомически, т.е. с более ярко выраженными особенностями их как людей. В анатомическом строении хабилисов, в отличие от классических австралопитеков, в большей степени развиты те особенности, которые свидетельствуют о способности к трудовой деятельности в такой последовательности: прямохождение, развитость конечностей (прежде всего кисти руки), особенности строения мозга, характерные для человека. Выпрямленную походку имели еще австралопитеки, у человека умелого (хабилиса) и человека прямоходящего эта человеческая антропологическая особенность выражена ярче, опережая развитие конечностей кистей рук; изменение строения черепа, головного мозга шло вслед за изменениями руки (В.П. Алексеев, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин, Л. Лики, Д. Джохансон). Древнейшие хабилисы имели мозг по размерам и строению, почти не отличающийся от мозга австралопитеков (В.И. Кочеткова).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а такж ...

Интернет: воздействие на личность
Высокоактуальным является изучение психологических последствий применения информационных технологий. Специалистами по информатике последовательно ставится вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за по ...

Младенчество. Особенности развития
Младенчество — особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец даже биологически — беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовл ...