Системный анализ определений и психологических теорий любви

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ определений и психологических теорий любви

Страница 3

Анализ определений любви через выделение заложенных в них видов потребностей показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня.

Интересно, что толковые и энциклопедические словари, рассчитанные на широкую аудиторию, подчеркивают разнообразие видов любви, их связь с разными уровнями потребностей: любовь как влечение, инстинктивная природа любви реализуется в материнской и половой любви; любовь как взаимное расположение отсылает к уровню социального культурного субъекта, любовь как общность идеалов связана с потребностями нравственными. В философских словарях отрыв любви от потребностей вида и природного субъекта максимален. В крайнем случае, философы готовы анализировать любовь на телесно-душевном уровне (но не просто телесном). Наиболее тесно связана любовь в философских определениях с потребностями субъекта нравственного: категории "уважения", "ценности личности", индивидуально-избирательный характер любви, направленность на личность, идею. В психологических словарях отмечается физиологическая обусловленность любви (связь с сексуальными потребностями), но внимание акцентируется на потребностях культурного и нравственного субъекта ("эмоционально-ценностное отношение", "представленность личностно значимыми чувствами"). Подчеркивается связь любви с потребностями субъекта и стремление человека к ответной любви. Показательно, что ни в одном определении любовь не связывается с потребностями организма или исключительно потребностями вида и природного субъекта. Определения любви даются в социальном контексте и выходят на уровень личностной детерминации любви.

Анализ психологических теорий любви представлен в виде таблицы, в которой освещены положения каждой теории, основные понятия, в ней используемые, представители этой теории, дано определение любви (если оно было предложено в рамках конкретной теории). Теории сгруппированы по принадлежности к определенной психологической школе.

Итак, в психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена "любви". Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт-психологии просто переносятся в область психологии любви.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Задержка полового развития у мальчиков
Задержка полового развития у мальчиков — это отсутствие признаков полового созревания после 14 лет. [7] Причинами задержки полового развития у мальчиков являются: · Различные хронические заболевания (бронхиальная астма, хронические восп ...

Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времен ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста
С приходом в детский сад, а затем в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с ...