Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Страница 1

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Л.Н. Толстой

Исследование феномена любви в рамках данного проекта проводилось в несколько этапов. На первом этапе в 1999 году был проведен опрос учащихся первых, пятых, восьмых и одиннадцатых классов, в ходе которого их просили продолжить предложение "Главная ценность на Земле - это …". Самый популярный ответ (26%) был "любовь". В 2001 году после теоретического осмысления причин фрустрации потребности в любви была разработана анкета (Приложение 1), содержащая 17 закрытых вопросов, предполагающих ответы "да-нет". Далее испытуемым предлагалось закончить по три раза каждую из фраз: "Когда я люблю, я хочу …", "Когда я люблю, я недоволен…", "Когда я люблю, я ценю…". И, наконец, им было необходимо оценить свою способность любить и способность быть любимым по 10-ти бальной шкале.

Анкета была проведена в 4 группах студентов (более 80 человек) 2 курса АлтГУ и АГПУ (Приложение 2). Статистический анализ корреляций между различными переменными, используемыми при анкетировании, показал, что существуют устойчивые зависимости между ответом на вопрос "Ради любимого человека Вы пойдете на любые жертвы и непременно поможете ему? " (данный вопрос предложен Я. Мишкулисом для диагностики склонности к невротической зависимости от любви, 87% опрошенных ответили на него утвердительно) и ответами на вопросы "Нравитесь ли Вы себе? ", "Вам легко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми? ", "Сравниваете ли Вы себя с кем-то? ". Респонденты, ответившие, что они не нравятся себе, им нелегко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми, и они сравнивают себя с кем-то, готовы идти на любые жертвы, чтобы помочь любимому человеку.

Кроме того, 90% среди тех, кому не нравится большинство людей, с которыми они знакомы, и тех, кто ждет, что любимый человек сделает их счастливыми или считает, что любовь разрешает все проблемы между мужчиной и женщиной, и 96% тех, кто считает, что любящие люди должны рассказывать друг другу обо всем, также готовы пойти ради любимого на любые жертвы. Свыше 90% опрошенных, ответивших, что они или тревожатся о будущем или боятся остаться в одиночестве, или были воспитаны в беспрекословном подчинении, или испытывают больше радости, когда сами заботятся о ком-нибудь, чем когда заботятся о них, ради любимого человека пойдут на любые жертвы и непременно помогут ему. Данные корреляции соответствуют представлениям К. Хорни [389, 390] и Р. Норвуд [265] о невротической природе любви.

Идеализация любви и близких отношений типична для опрошенных.63% девушек и 46% юношей считают, что любящие люди должны рассказывать друг другу обо всем. Кроме того, 90% представительниц женского пола и 50% мужчин ждут, что любимый человек сделает их счастливыми.44% женщин и 35% мужчин соглашаются с тем, что любовь решает все проблемы между мужчинами и женщинами. Женщины более склонны идеализировать близкие отношения, переоценивать их значимость и, в силу этого, сильнее зависят от любимого человека и чаще боятся остаться в одиночестве (57% девушек по сравнению с 19% юношей). Идеализация любви приводит к недовольству: 56% женщин и 46% мужчин хотели бы что-то изменить в любимом человеке. Качественный анализ открытых вопросов позволил выявить причины недовольства студентов, когда они влюблены. Это грубость, непонимание, невнимание партнера, обман, измены и они сами. Лишь 15% опрошенных предложение "Когда я люблю, я недоволен…" продолжать не стали. Оценка девушек собственной способности любить и быть любимой оказалась ниже оценки юношей (7,2 и 8, 1 соответственно), хотя в целом эта оценка достаточно высока.

Высокая тревожность, связанная с будущим (у 67% опрошенных), прошлым (у 38%) или сравнением себя с кем-то в настоящем (у 31%) негативно влияет на способность человека любить и быть любимым. Те, кто отметил у себя наличие этих типов тревоги, оценили свою способность любить и быть любимым ниже, чем другие опрошенные. Итак, анализ результатов опроса позволил выделить три основных фактора негативно влияющих на способность любить и быть любимым:

склонность к невротической зависимости от любви;

идеализация любви и близких отношений;

высокая тревожность.

Следующий этап исследований был связан с выявлением сущности и природы самой любви через анализ метафорического ряда, ассоциируемого с любовью. Обращение к естественному языку было неслучайным. В условиях отсутствия научного определения любви, неопределенности границ и содержания этого феномена для создания валидной и надежной модели любви имело смысл обратиться непосредственно к значению слова в языке, к пониманию этого феномена реальными людьми. Язык: обыденная и научная понятийные системы - метафоричны, что является отражением метафоричности сознания, мышления и деятельности [428, 16, 30, 39, 94]. Метафора - это использование переносного значения слова, уподобление одного предмета другому по принципу сходства или контраста. Метафоры упорядочивают действительность, позволяя человеку ориентироваться в ней. Метафоры отражают как общекультурный, так и личный опыт человека; исследование метафор делает возможным анализ и культурного контекста, и индивидуального сознания. Целесообразность исследования любви через метафоры связана с тем, что любовь само по себе понятие метафоричное, использование метафор соответствует объекту исследования, метафоры позволяют вписать любовь в целостную систему представлений о мире, выявить осознанные и неосознанные смыслы понятия любовь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Характер. Общая характеристика. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
Совокупность индивидуальных псих. Св-в склад. И проявляющая в деятельности и проявляется в типичных для человека формах поведения,способах деятельности и общения. Ключевая особенность характера ситуционная детерминация, а именно Х.проявля ...

Представление
Наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления вообра ...

СМИ как средство контроля ценностных ориентаций
Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данн ...