Психологический портрет родительской семьи

Психология развития » Возрастно-психологический портрет » Психологический портрет родительской семьи

Страница 1

Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам.

В семье Л сейчас занимает нейтральную позицию. Мне кажется, семья уже не влияет на Л как воспитательная среда. Он на грани отделения от родительской семьи, единственное, что пока удерживает его – это финансовый вопрос. Особых семейных обязанностей нет, только незначительные поручения матери. В основном Л занимается своими делами. Свою семью считает незаурядной, а все семейные неурядицы – обычным делом, хотя всегда переживает из-за них. В разговорах на семейную тему предпочитает рассказывать о прежних воспоминаниях, которые всегда связаны с отцом. Одновременно чувствуется какой-то негативизм по отношению к отцу, скрытая агрессия, неудовлетворенность им, его поведением. Л считает себя "положительнее" отца; он не является для Л объектом подражания. Думаю, Л винит его, хотя и не признает этого открыто. Сейчас уже ничего не изменишь, Л понимает это, но для собственного успокоения ему важно, чтобы отец хотя бы признал совершенную ошибку по отношению к Л.

Свою мать Л воспринимает как человека, наделенного определенными социальными качествами; старается обособиться, отделиться от нее. Личные проблемы Л обсуждает вне семьи. В чужих семьях Л ценит дружность, видимо то, чего не было в его семье.

Из бесед с Л я выяснила, что когда отец жил в семье, Л воспитывали не так, как воспитывает его мать. Он был предоставлен себе, к нему относились как к взрослому. Видимо тогда к нему "привилась" самостоятельность и еще ряд "взрослых" качеств, которые помогают ему теперь. С момента ухода отца в семье Л воцарился такой тип воспитания, как потворствующая гиперпротекция [6], Л стал воспитываться как "кумир семьи", что неудивительно – мать отреагировала так на отсутствие мужа. Она стремилась освободить Л от малейших трудностей, потакала его желаниям, чрезмерно обожала и покровительствовала, восхищалась его минимальными успехами и требовала того же от окружающих. Результат такого воспитания – демонстративные (истеройдные) и гипертимные черты характера, что и было обнаружено у моего испытуемого с помощью методики Шмишека, выявляющей акцентуации характера.

Потворствующая гиперпротекция обуславливает некоторые виды нарушения воспитания. Это предпочтение в юноше детских качеств и воспитательная неуверенность родителей. Склонность к подобному воспитанию наблюдается и у матери испытуемого. Влияние этих ее воспитательных черт на характер Л можно легко увидеть, наблюдая его поведение в повседневной жизни. Он часто рисуется, ведет себя как ребенок, применяет "детские" способы воздействия на людей из его близкого и значимого окружения в особенности девушек (что-то вроде "если не…, я обижусь" и т.п.). Когда я вижу его с матерью, он вообще всем своим видом чем-то напоминает большого ребенка. Можно сделать предположение, что матери сложно смирится с тем, что сын на самом деле повзрослел и уже самостоятелен, и вызывая в нем детские черты, она тем самым старается как можно дольше удержать его в семье. Л же, стараясь угодить матери, ведет себя с ней так, как она этого хочет, хотя понимает всю неправильность своего поведения. Внутри семьи получается замкнутый круг, который, мне кажется, может привести к двум конечным результатам. Либо Л надолго останется при матери, не найдя в себе сил показать свою взрослость; либо решит максимально отдалиться от нее, например, уехав в другой город (сейчас он обдумывает вариант поступления в университет в другом городе, хотя такая же специальность есть и в университетах нашего города, и он на ней уже учился, но ушел).

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Стадиальность и непрерывность психического развития.
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развити ...

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
Эшриджская модель Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля руководства: - приказы; - реклама; - консультации; - единение. Приказы: руководитель вырабатывает со ...

Личностные особенности
Л имеет выраженную акцентуацию характера – он относится к демонстративным личностям. Л отличается живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к авантюризму, артистизму (особенно в знакомой обстановке), позерству. И ...