Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти.

Психология развития » Вопросы психологии » Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти.

Страница 1

П-важнейший псих. Процесс,как особая форма псих. Отражения действительности,которое заключается в закреплении,сохранении и последователньом воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает единство и последователньость течения процессов.

Понятие П. вкл. В себя: -способность к запоминанию;-способность к сохранению информации;-спос. К воспроизведению;-спос. К узнаванию;-процесс забывания.

ВИДЫ П:-вербальная, образная, двигательная, эмоциональная.

От того какой анализатор является ведущим П. бывает (Блонский):зрительный, слуховой, осязательный.

По длительности П. бывает: оперативная, кратковр., долговр.

ХАРАКТЕРИСИКИ П.: объём, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность, готовность воспроизвести запечатлённую в памяти информацию. МЕХАНИЗМЫ П.:

1 .запоминания-процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

2.сохранение.

3.воспроизведение-процесс воссоздания образа предмета,восприниМаемого ранее,но не воспринимаемого в данный момент.

4.узнавание-происходит в момент восприятия предмета.

5.забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

ПАТОЛОГИИ П: 1.амнезия-пробел воспоминаний или полная утрата П. на тот или иной промежуток времени. 2.парамнезии-искажене восприятия лишь частично соответсвующее действительности. З.конфубуляция-фантастические не соответствующие действителньости заявления человека, которые предъявляются как воспоминание о своём прошлом. 4.>де жа вю»-уже виденное. Изучением П. занимались: Сеченов,Павлов-ассоциации; Эббингауз-заучивание бессмысленных слогов; Мюллер-основные законы закрепления и воспроизведения следов П. у человека.; Гештальттерапия-процессы памяти определяются формированием гештальта.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Общие положения гештальт-психологии
В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях. Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным. Человек ...

Основные методы психологии.
Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды). Методы: 1) Орг ...

Выводы
Основная идея гештальта состоит в том, что это целое; полное, покоящееся на себе целое. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией. Основные цели гештальт- терапии это: - повышение способности человека поддерживать ...