Понятие «способность» помогает понять , почему люди , поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов , почему человек может добиться выдающихся успехов в одной области и быть бездарным в другой.
Понятие «способность» содержит несколько смыслов:
1. во – первых, под способностями понимают индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. во – вторых, способностями называют не всякие особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности
3. в – третьих, способности – это не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека, но что обеспечивает их быстрое приобретение.
Способность формируется на основе задатков, генетически обусловленных.
Развить все способности в равной мере не возможно. Гармонический человек относится к области утопических мечтаний, он будет гармонически недоразвит. Для человека главное – определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной сфере, ставя перед собой трудные, но выполнимые задачи[14, с. 346 - 349].
1.Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.
Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающую объективную нужду в чем – то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.
Любая форма поведения человека объясняется как внутренними, так и внешними причинами. К внешним причинам относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, а к внутренним – мотивы, потребности, цели, желания и т.д., именуемые личностной диспозицией.
Понятие мотива, в отличие от понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению определенных действий.
А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческих мотивов.
Выделяются следующие фундаментальные потребности:
1. физиологические потребности – потребности в пище , сне и т.д.
2. потребность в безопасности проявляется в том , что человек должен чувствовать себя в безопасности, избавиться от страха;
3. потребность в любви и принадлежность – человеку свойственно принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть принятым ими.
4. потребность в уважении – человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов;
5. потребность в самоактуализации – в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своих потребностей, развитием собственной личности.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1. Мотивы имеют иерархическую структуру.
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются данные потребности.
3. С повышением потребностей повышается готовность в большей активности.
Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние;
2. Чем выше уровень потребностей, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность.
4. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость, обогащает внутренний мир.
Прочие материалы:
История изучения нервно-психических состояний человека
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.
Понятие «психическое состояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, как отмечает Д. Левитов, дать его собственное определение ...
Умственные способности взрослого человека.
Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает способность по ...
Подростковые проблемы и культура.
Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.
Маргарет Мид и этнография детства
Имя ...
Навигация