На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.
Четкое планирование – еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования.
Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы и других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.
Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования, приводит в итоге к экономии времени в целом.
Как показывает опыт, альтернативой планирования может быть только беспорядок, хаос, неразбериха как в общественной , так и в личной жизни.
Планирование включает два основных этапа:
1. Составление плана. Это вид работы, который, так или иначе, присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию. Это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми , имеющими значительный опыт планирования, разработка самого плана.
Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные и краткосрочные планы.
Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, намечаются как правило мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу. Важно также оставлять резерв времени; при этом рекомендуется соблюдать правило: 60 : 40, т.е. планом может быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как результат для возникновения неожиданных дел.
2. Реализация принятого плана. Ее успех,как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать поставленные задачи по степени их важности, т.е. учитывать, что не все дела одинаково важны.
Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определять перечень задач и действий.
Важно постоянно помнить, что главная цель планирования – конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам , так и по качеству[8, с. 348-350].
2.3 МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В современных условиях постоянными спутниками нашей жизни стали перегрузки, физическое и психическое перенапряжение. В обыденной речи их часто называют стрессами.
Стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, напряжение организма, направленное на преодолевание различных трудностей и приспособление к возникшим требованиям[4, с.202].
С тех пор это явление стало предметом тщательных научных исследований, особенно со стороны психологов, педагогов и медиков. В результате к настоящему времени широко утвердилось мнение, что человеческий организм может работать в двух основных режимах:
· В режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения, даже перенапряжения своих сил, психологических и физических;
· В режиме обычном, т.е. спокойном, не требующим напряжения, а тем более перенапряжения.
Естественно следующим вопросом, возникшим после уяснения сущности стресса, стал вопрос о его причинах, источниках, стрессогенных факторах.
В поисках ответа на этот вопрос ученые установили следующее:
· Появление стресса не зависит от работы учебы в пределах нормы, от отдыха без излишеств, также как и от таких факторов как погода или возраст;
· Стресс зависит исключительно от перегрузок, перенапряжения, причем они могут быть разовыми, но острыми, вызываемые такими стрессогенными причинами, как, например, смерть близкого человека, распад семьи и т.д., могут быть не столь острыми, но хроническими, следующими друг за другом в виде, например, недостатка какой-либо важной информации, тревоги и т.п.
Возникновение стрессовой ситуации воздействует на человеческий организм на нескольких уровнях. На психологическом уровне стрессовая ситуация проявляется как чувство беспокойства, тревоги; на физиологическом уровне - в повышении кровеносного давления, учащении пульса; на физико-химическом уровне – в усиленной выработке адреналина.
Прочие материалы:
Управление в условиях смены формы собственности
В последние два десятилетия в России происходят многоплановые и противоречивые общественно-экономические трансформации. Руководство компаний постепенно приходит к осознанию необходимости внедрения инновационных подходов в сфере управления ...
Развитие конфликта
Разнообразие точек зрения и различие в восприятии реальности порождает конфликтное поведение, поскольку понимание ситуации как конфликтной приходит в результате осмысления возникших противоречий, являющихся источниками конфликта. Случаетс ...
Игра в процессе обучения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы ...
Навигация