1 этап.
После проведения теста Кеттелла – 16 РF среди летных экипажей были получены характеристики индивидуально-личностных особенностей каждого летчика (см. приложение 6).
2 этап.
После проведения "экспресс методики" по изучению социально-психологического климата коллектива (экипажа), выводятся средние оценки по выборке для каждого компонента: эмоционального, когнитивного и поведенческого:
∑(+) - ∑(-)
Э =
n ,
где:
∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце;
∑(-) – количество отрицательных ответов;
n – число членов коллектива (экипажа), принимавших участие в
исследовании.
Были получены средние оценки по каждому экипажу, по трем компонентам (см. приложение 7).
Исходя из результатов по всем экипажам оценки находятся в интервале от 0,5 + 0,33 до +1. Что в общем означает, что климат коллектива (экипажа) трактуется как весьма благоприятный. Летчики всех пяти экипажей знают довольно хорошо особенности всех членов коллектива (экипажа), им нравится общаться и работать друг с другом.
3 этап.
После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5).
Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий):
N N
∑Ri+ + ∑Ri-
i =1 i =1
Сi =
(N-1) ,
где:
∑Ri+ - сумма положительных выборов, отданных i-м военнослужащим
(подсчитывается в j-м столбце социоматрицы);
∑Ri- - сумма отрицательных выборов, отданных i-м военнослужащим
(подсчитывается идентично предыдущему);
N- количество членов группы.
Были получены результаты (см. приложение 4).
Военнослужащие 1,3,4,13,22,30 получили наибольшее количество выборов. Это означает, что они оказывают большее влияние на структуру деловых межличностных взаимоотношений коллектива. А летчики под номером 9,11,16, 21,26 имеют малое количество выборов, что означает, что они оказывают меньшее влияние на структуру деловых межличностных отношений.
Определение индекса деловой и эмоциональной экспансивности вычисляется по формуле (2 критерий):
N N
∑(+)j + ∑(-)j
j =1 j =1
Ej=
(N-1) ,
где:
∑(+)j – сумма положительных выборов, отданных j-м военнослужа-
щим (подсчитывается в i-м столбце социоматрицы);
∑(-)j – сумма отрицательных выборов, отданных j-м военнослужа-
щим (подсчитывается аналогично);
N - количество членов группы.
Были получены результаты (см. приложение 5).
Все военнослужащие получили малое количество выборов, что означает, что они предпочитают индивидуальную работу и провождение досуга не с членами экипажа.
Определение деловой и эмоциональной сплоченности.
Индекс деловой сплоченности вычмсляется по первой социоматрице (приложение 4), а эмоциональной – по второй социоматрице (приложение 5).
Он вычисляется по формуле:
∑(Ai + j)
G =
N(N-1) ,
где:
G – индекс взаимной сплоченности коллектива;
∑(Ai + j) – количество персональных взаимных связей по числу
членов, имеющих взаимосвязь;
N- количество членов.
По социограмме можно проследить взаимовыборы по деловой сплоченности (см. приложение 8) и эмоциональной сплоченности (см. приложение 9).
Были получены результаты по каждому из экипажей (см. приложение 10). Исходя изрезультатов, можно увидеть, что несплоченных экипажей не наблюдается. 1,3,5 – более сплоченные экипажи, а 2,4 – менее. Здесь можно говорить о высоком ценностно- ориентационном единстве, общности целей и мотивов, отношении товарищества и взаимопомощи в экипажах.
Определение деловой и эмоциональной конфликтности.
По первой социоматрице вычисляется индекс деловой конфликтности (см. приложение 4), по другой – эмоциональная (см. приложение 5).
Для этого используют формулу:
∑(∑Ai -j)
Y =
N(N-1) ,
где:
Y- индекс конфликтности в группе;
∑(∑Ai -j) – количество взаимных отрицательных выборов;
Прочие материалы:
Психолого-педагогические основы активных методов обучения
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. ...
Педагогическая запущенность
Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях ...
Механизм гипнотического подхода в рекламе
Эдвард Л. Бернейз пишет, что “на создание благоприятного отношения к товарам тратится значительного больше миллионов, чем на создание благоприятного отношения к компаниям, производящим эти товары”.
Конкретность и образность ключевых сло ...
Навигация