Техники гештальт-терапии

Психология развития » Гештальт-психотерапия » Техники гештальт-терапии

Страница 2

Ролевая игра довольно часто используется в гештальт-терапии. Одним из эффективных упражнений ролевой игры является техника «пустого стула»

или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.

Гринберг исследовал процесс принятия решения с использованием техники «двух стульев». Он обнаружил, что критикующая сторона начинает с того, что выражается терминами «следует» и «нужно» в ответ на слова другой стороны « хочу» и «не хочу» (последнюю Гринберг назвал «переживающей стороной»). В конце концов, с помощью ролевой игры критикующая сторона начинает смягчаться и перестает быть резким критиком. Когда это происходит переживающая сторона перестает оборонятся. Когда они обе начинают понимать, что находятся на одной «стороне», достигается некое слияние.

Та же техника может использоваться, чтобы помочь человеку решить «незавершенный вопрос» с межличностным конфликтом.

Другой важный терапевтический метод состоит в подходе через проявленные прерывания, например, к областям замешательства клиента. Замешательство – плохая поддержка для контакта и проблема клиента часто проявляется в сферах его замешательства. Переживание замешательства крайне неприятно, и здесь, как и в случаях тревоги, стыда, отвращения, мы сталкиваемся с сильным желанием аннигилировать это переживание – посредством избегания разговоров, или иными способами. Поэтому очень важно, если клиенту удается сознавать свое замешательство и оставаться с ним. Данный метод состоит в работе с клиентом по визуализации образов, которые часто для клиентов, как бы окутаны дымкой тумана или вообще чернотой ( человек имеет некоторые области, куда он запрещает себе смотреть). Клиенту предлагают в фантазии рассеять туман и пристальнее вглядеться в образы, открыть театральный занавес и увидеть, что за ним и т. д. Набравшись мужества отправиться в свои темные углы, можно вернуться оттуда более здоровым. Если изменится прерывающее поведение клиента в кабинете, изменения неизбежно распространяться на весь его жизненный стиль, его характер, его образ жизни.

Существуют и другие гештальт- методы. Важным моментом является то, что для многих гештальт-терапевтов техники являются вторичными по отношению к поддержанию полного сосредоточенного на настоящем, контакта с клиентом и могут включать в свою практику идеи других подходов.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Функции воображения
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это в ...

Психологические особенности ребенка, имеющего соматические заболевания
Заболевший ребенок, как правило отличатся от здорового. у него меняется настроение он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным и реже беспечно – благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоцион ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали пр ...