Эмоционально-когнитивная терапия

Эмоционально-когнитивная терапия — это одна из разновидностей когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой) психотерапии. Развитие когнитивной терапии и ее различных вариантов, в том числе и эмоционально-когнитивной, связано с именами А.Бекка, Дж. Раша, Д. Бернса и других, Этот вид терапии ориентирован на лечение эмоциональных расстройств (чаще всего — депрессивных). Первый принцип такой терапии состоит в том, что любое настроение — это продукт человеческого познания и мышления, то есть система доверия к какому-нибудь предмету, явлению или человеку. Второй принцип говорит о связи мышления и эмоциональной сферы — во время депрессии мысли имеют негативный характер. Личность видит себя и мир в темных тонах и пере- носит это отношение на реальные ситуации. Третий принцип — депрессия является продуктом неверных рассуждений. Первой ступенью эмоционально- когнитивной терапии является диагностика депрессии. После диагностики депрессии пациента обучают распознаванию искажений в процессе познания к которым относятся максимализм, общий вывод из единичных фактов, психологическая фиксация событий, скачущие умозаключения, преувеличение и преуменьшение, выводы, основанные на эмоциях, заявления о возможном, ярлыки и принятие ответственности за независящие от тебя события (при этом мысли и чувства больного образуют порочный круг, в котором одно подпитывает другое). Больного обучают разпознаванию иррациональных мыслей и возражениям внутреннему критику, ежедневной записи дисфункциональных мыслей и нахождению рациональных ответов, методу позитивных прогнозов и искусству самоодобрения, методу отчетливого представления успеха. В список методов, с помощью которых больной сможет справиться со своими проблемами, входит обучение контролю над гневом, взаимодействию с комплексом вины, переживанию горя и правильному реагированию на критику, взаимодействию с ежедневными стрессами. Этот вид терапии сочетается также с приемом антидепрессантов, что рекомендуется лишь в тех случаях, если:

— человек не в состоянии справляться с ежедневными обязанностями;

— депрессия сопровождается витальными симптомами;

— депрессия очень сложна;

— депрессия наступила внезапно;

— депрессия сочетается с бредом и гал люцинациями;

— в семье есть другие больные депрессией;

— нет побочных эффектов от лекарства,

Эффективность эмоционально-когнитивной терапии обусловлена, по мнению автора, быстрым симптоматическим улучшением, пониманием причин расстройств, обучением самоконтролю, профилактикой возникновения расстройств и толчком к личному развитию пациента. Широкое применение методика имеет при различного рода эмоциональных расстройствах непсихотического регистра,

Прочие материалы:

Методы и организация исследования
Методы исследования: 1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО). 2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»). Методы изучения детско-родительских отношений Методы изучения детско-родительских отно ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги» Цель данного цикла — на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотив ...

Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем ...