Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок труда представляет собой не постоянную гонку за лидером, а систему равнозначных и равноправных элементов [5].
Это, конечно, идеальная модель, потому что изменения не обязательно положительные и полезные. Ведь, к примеру, вовсе не факт, что имеющее место изменение традиционного принципа "начальник-подчинённый" на принцип "руководитель-сотрудник", или даже на "сообщество равноправных партнёров" приведёт к более эффективным трудовым отношениям - работник, привыкший к тоталитарному режиму, просто не воспримет партнёра как авторитета.
Эта проблема актуальна для психологов и сегодня – именно на неё направлены многие тренинги. Мне кажется, она не утратит актуальности и в будущем, особенно учитывая то, какое значение имеют психологически благоприятные отношения в коллективе.
Такие структурные изменения в экономике, как снижение числа занятых в производственных отраслях и соответственное повышение в сфере услуг, привели к другой тенденции - увеличению доли квалифицированных работников [5]. Восприятие этого сдвига вызвало в народе обязательное стремление получить высшее образование; правда, у многих это стремление проявляется в искажённом виде - учебы "ради корочки".
По мнению большинства исследователей, в течение последних 30 лет корпорации придерживались стратегии, когда большинству работникам обеспечивалась система пожизненного найма, а удовлетворённость являлась главным направлением использования человеческих ресурсов [9]. Такая модель описывается как стандартная в учебниках по психологии труда. Это понятно, ведь она действительно гуманистична и предпочтительна. Но в стремительно меняющемся вследствие глобализации обществе эта модель уже давно не актуальна. Отличным и наглядным примером является корпорация Макдоналдс – все аспекты деятельности этой организации направлены исключительно на достижение целей производства и максимизацию прибыли. В этом отношении глобализация – бездушный монстр, который потребляет, сжирает человеческие ресурсы.
Но глобализация поражает своей неоднозначностью - и вот уже монстр предстаёт в качестве мудрого руководителя. Фундаментальной характеристикой труда в меняющемся обществе является то, что люди в общественном производстве сегодня всё больше общаются с людьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами. Это делает каждого человека исключительным и ценным [5].
Новый характер труда связан с уходом в прошлое узкой специализации и узкого профессионализма. Задача всё та же - максимизация прибыли, поэтому выгодный работник становится максимально "гибким": он постоянно повышает квалификацию, обучается и стремится совмещать в себе всё больше функций.
Ещё одним существенным изменением, внесённым глобализацией в трудовые отношения, является рассмотрение знания как источника создания стоимости. То есть раньше стоимость продукта определялась вложенным в неё трудом. Знания позволяют сберечь капитал и инвестиции; более того, они не расходуются в общепринятом смысле. Как следствие - появление на рынке труда работников интеллектуального труда [5], [9].
Наконец, последней, но немаловажной особенностью труда в развивающемся обществе является тенденция к превращению его в творчество. Из способа зарабатывания денег труд для ряда категорий работников стал трансформироваться в форму самовыражения. Человек стал ожидать от профессии именно возможности реализации личностного потенциала, а отсюда – падение интереса к традиционным индустриальным формам труда, воспринимаемыми как стандартные, монотонные, подконтрольные и нетворческие [1], [5].
Все вышеперечисленные изменения социально-трудовых отношений имеют значимые последствия. Глобализационные процессы в обществе оказывают как положительное влияние на определённые профессии и специальности, например, расширяя сферы их деятельности и ставя перед ними новые задачи, так и отрицательное влияние. В начале XX века исчезла профессия фонарщика, к середине века оказался невостребованным труд трубочиста. В 1985 году около 100 тыс. американцев были заняты в производстве виниловых грампластинок, но скольким из них удалось сохранить рабочие места?
Прочие материалы:
Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций ...
Общая характеристика методов обучения
Методы обучения
- это способы взаимосвязанной деятельности
преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика пр ...
Педагогическая запущенность
Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях ...
Навигация