Общественные сдвиги и их отражение на профессии психолога

Одна из наиболее актуальных проблем современного общества – миграция [4]. Миграции людей по планете, независимо от мотивации, ведёт к изменению восприятия мира – люди осознают его подвижность и изменчивость. С психологической точки зрения важно, что у людей меняется ощущение принадлежности к конкретному месту. Эти особенности должны учитываться психологом, которому следует быть восприимчивым к культурным особенностям людей. Вероятно, деятельность профессионала будет особенно востребована в крупных транснациональных компаниях.

Другая интересная, на мой взгляд, задача, которую общество поставит перед психологией, разработка и корректировка образа жизни человека. По статистике, 7 из 10 смертей в США вызваны хроническими болезнями сердца и диабетом. Обычное для современного общества, вызванное глобализацией и являющееся её следствием поведение – переедание и игнорирование занятий спортом - позволяет говорить о склонности к этим заболеваниям. В этой ситуации психологи должны позиционировать себя не только как целители духа, но и как целители тела.

Современные технологические изменения открывают перед психологами новые возможности [10]. Мобильные и беспроводные системы позволят незамедлительно получать информацию о пациенте; новейшие технические разработки в области виртуальной реальности дают возможность, например, лечить фобии. С другой стороны, технологический прогресс является источником стресса и дополнительных нагрузок на психику человека [4], [8]. Поэтому мне кажется крайне важным для психолога уделение пристального внимания техническим новинкам и вообще технике, используемой повседневно.

Труд становится всё более автоматизированным и, как следствие, мы получаем минимизацию человеческого фактора. Действительно, всё больше профессий типа человек-человек теряют значимость: продавцов заменяют автоматы, дистантное обучение предполагает отсутствие живого учителя. Современные технологии позволяют заменить работника на гораздо более эффективный, надёжный и, что чрезвычайно важно, абсолютно предсказуемый автомат, компьютер.

Имея такой пример, футурологи полагают, что, вероятно, психолог будущего - такой же автомат. Эти смелые предположения основаны не только на слепой вере в создание искусственного интеллекта; они подкрепляются стремительным развитием технологий [10].

Описание психолога-робота выглядит заманчивым и, что важно, реалистичным. Действительно, если в мощный компьютер ввести всю известную информацию о психотерапии и поведении человека, получится опытнейший психолог, способный найти решение проблемы не за несколько сеансов, а за доли секунд!

Более того, такой психолог никогда не упустит деталей Вашего рассказа, он разберётся в достоверности Ваших слов по интонации. Но, вероятно, самым большим достоинством психолога-робота станет полнейшая объективность, непредвзятость его заключений - в силу отсутствия каких-либо чувств и эмоций.

И именно это достоинства робота несёт в себе, как мне кажется, неустранимый недостаток. Наше поведение иррационально, его невозможно с абсолютной вероятностью предсказать и подогнать под схемы. Только живой человек может почувствовать другого человека. Я не представляю себя на месте клиента, который высказывает свои переживания, тревоги не живому человеку и принимает советы бездушного куска пластика по улучшению жизни.

Мой прогноз однозначен: несомненно, психология будет использовать всё более высокотехнологические и "умные" приборы, но роль профессионального психолога в обществе сохранит свою значимость и будет расти. И особенно это касается общества потребителей.

Прочие материалы:

Оценка подросткового возраста с точки зрения психологии
Подростковый возраст – определённый отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый возраст рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. [11] «С одной стороны, для этого сложного периода показа ...

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихи ...

Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педаг ...