Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Психология развития » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Страница 3

А. В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами социальной жизни; отрочество - период индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. В процессе социализации человек примеряет на себя различные роли. Это положение позволяет размышлять о поиске игрового содержания, которое позволило бы ребенку апробировать различные роли. Ролевое поведение помогает или закрыть каналы личной информации, которые он не хочет проявить перед обществом, или внедриться глубоко в деятельность и сознание, что превращается в его "Я".

Разрыв между потребностью и способностью «быть личностью» может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения [13].

Отсюда можно сделать вывод, что формирование адекватного поведения подростка, по А. В. Петровскому, зависит от его «способности быть личностью», что в свою очередь определяется той средой, в которой происходит развитие ребенка посредством общения, предметной и игровой деятельности, ориентации на значимых людей.

В.С. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям» [14, стр. 183]. При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание» [14, стр. 184]. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Так как крайним вариантом обособления является отчуждение от себя, других и мира в целом, причина отклоняющегося поведения может лежать в деперсонализации личности, выражающейся в отсутствии личностной позиции, недоверии другим, уходе от общения с окружающими и даже суицидальных тенденциях.

Идентификация и обособление – это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность – самостоятельность, сопереживание – зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности и закрепляется определенная модель поведения. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален.

Нарушения поведения возможны также при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях и акцентуациях. Однако, наличие психопатий и акцентуаций характера не всегда однозначно являются определяющими факторами в развитии девиантного поведения. На основе работ К. Леонгарда, А.Е. Личко и С. Шмишека рассмотрим специфические сочетания черт характера, которые могут определять те или иные отклонения в поведении [15, 16].

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Исследование
Нами было проведено исследование в четырех семьях. Сначала подростку и его родителям было предложено пройти опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение). Затем было проведено интервью (см. приложение) с подростками, были ...

Привязанность ребенка к матери.
Изучение привязанности ребенка к матери - одно из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает м ...

Общение со сверстниками и субкультура
Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить р ...