Характеристика подросткового возраста

Психология развития » Влияние среды на развитие личности подростка » Характеристика подросткового возраста

Страница 2

Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующее:

Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика и украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживаний. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.

Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания становится занятие спортом. Интересно также отметить, что многие девушки в настоящее время так же хотят обладать качествами, которые всегда считались мужскими.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

Интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать, уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование [7, c. 42-43].

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И. Божевич описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний.

Аффект неадекватности - неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие, либо обстоятельства.

Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и порой это вызывает депрессивное состояние. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается .

Для подросткового возраста также характерно развитие эмпатии. Под эмпатией подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком его переживания.

Подростки часто жалуются на то, что их родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих детей-подростков. Они не понимают, а, следовательно, и никогда не принимают во внимание мысли и чувства своих детей. Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание - это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений [7, с. 44-45].

Следовательно, принимая во внимание все вышеизложенные особенности подросткового возраста, можно сделать вывод о том, что формирование личности подростка происходит при непосредственном влиянии среды, как воспитывающей, так и формирующей. Далее рассмотрим общение с родителями и его влияние на становление идентичности подростка, общение со сверстниками и субкультуру, а также влияние школьного обучения и общения с педагогом на развитие личности подростка.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать. Джордано Бруно Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова ...

Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персо­налу службы, прерогативой которой являются функции управле­ния конфликтами (например, отдел трудовых отношений служ­бы управл ...

Заключение.
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим жела ...