Далее обратимся к проблеме пространственной среды, в которой осуществляется общение подростков, - подростковой субкультуре. Существуют различные бытовые и научные точки зрения в отношении функций, социальной значимости подростковой субкультуры, ее роли в образовании асоциальных объединений. В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.-Argo) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.)
Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемлемых формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия.
Можно предположить, что через антиповедение осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения личностной целости. Однако подростковая субкультура не только способствует личностному развитию подростков, ее значение намного больше. Частичное отрицание, разрушение культурных норм и ценностей предупреждает культурную стагнацию, обеспечивает культурный прогресс общества в целом. Поэтому следует допустить некоторую ассоциативность подростковой субкультуры, тем более что чаще всего она носит временный характер, хотя, безусловно, в некоторых случаях может стать источником стойкого асоциального поведения. Но случаи эти определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными характеристиками [11, с.44].
Подводя итоги, выделим следующие основные направления позитивного воздействия общения со сверстниками и на развитие личности подростка.
1. Содействие формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя через предоставления опыта реальной жизни.
2. Содействие формированию эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усиления «Я» на основе самоутверждения в подростковой среде - с другой.
3. Расширение самосознания, развитие способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении с партнером.
Прочие материалы:
Описание и анализ результатов
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 о ...
Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...
Движущие силы и условия развития личности
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания.
Что же является движущими силами развития личности, а вместе с тем и всех психических качеств и процессов, устойчив ...
Навигация