Влияние ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству

Ценностные предпочтения личности определяют главные и относительно устойчивые отношения человека ко всем основным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе.

Человек активно действует только в связи с тем, что представляет для него определенную ценность. Отсюда повышенный интерес к ценностям женщин, ожидающих ребенка.

Проблема изучения ценностных ориентаций недостаточно хорошо представлена как в рамках теорий отечественной психологии, так и зарубежными авторами. Именно от системы ценностей, сложившихся на сегодняшний день, зависит избирательная активность, поступки, которые в дальнейшем будут определять жизнь женщины и развитие ребенка.

Психология материнства — одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Но изучение ценностных ориентаций беременной женщины, психологической готовности к материнству все еще остается недостаточно разработанной областью, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что проецируется, в том числе и на психологическую готовность к материнству.

В социально-психологических и психологических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в репродуктивном возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций женщин с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется также и тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.

Актуальность изучения ценностных ориентаций обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.

Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: … - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни [41, с. 117].

Кратко обобщая выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни, как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Актуальность изучения формирования ценностных ориентаций женщин в период беременности в настоящее время диктуется также той нестабильной социокультурной ситуацией, которая сложилась в нашей стране.

Объектом исследования являлись ценностные ориентации личности.

Предмет исследования - влияние ценностных ориентаций на формирование готовности к материнству.

Цель исследования - в выявление влияния ценностных ориентаций женщин на психологическую готовность к материнству.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации влияют на состояние мотивационно – потребностной сферы в целом, а также на динамику к материнству.

Задачи исследования:

- рассмотреть современные представления о ценностных ориентациях в отечественной психологии;

-рассмотреть понятие и природа ценностных ориентаций;

- проанализировать особенности ценностных ориентаций женщин;

- изучить психологическую готовность к материнству;

- рассмотреть физиологические и психофизиологические аспекты готовности к материнству;

- проанализировать психологические аспекты и этапы готовности к материнству.

- изучить влияния ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству.

Методологические основы исследования: Д.А. Леонтьев [36; 37; 41], К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов Э.К. Айламазян [7], К.А. Абульханова - Славская [5], А.С. Батуева, Г.И. Брехман, А.И. Брусиловский [14], В.Б. Ольшанский [58], а также труды других основоположников отечественной и зарубежной психологии.

Методы исследования:

1.Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) по Д. Роттеру. Адаптированная методика НИИ Бехтерева.

2. Тест СЖО (смысложизненных ориентаций). Адаптированная методика Д.А. Леонтьева.

3. Тест М. Рокича (методика «Ценностные ориентации»)

Практическая значимость исследования: показать различия ценностных ориентаций беременных в разных возрастных группах и влияние на степень сформированности готовности к материнству.

В ходе эмпирического исследования всего изучено 36 человек

Обоснованность результатов и выводов исследования основывается на адекватности методологических и теоретических положений исследования, репрезентативности выборки, применении комплекса надежных, объективных методик в соответствии с задачами исследования, а также использовании оптимальных методов статистического анализа.

В заключение работы представлены обобщенные выводы.

Структура дипломной работы. Дипломная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы (6 страниц) и приложения, и содержит таблицы.

Прочие материалы:

Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят: · информационно-аналитическую; · мотивационно-целевую; · планово-прогностическую; · организационно-исполнительскую; · контрольно-диагностическую; · регулятивно-ко ...

Половое развитие мальчиков
Половое созревание мальчиков происходит в течение довольно продолжительного периода – в течение 5-7 лет. Процесс разделяют на 5 стадий: · Первая стадия - препубертатный период (6-10 лет). В это время происходит препубертатное увеличение ...

Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми ...