Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а рассовое разделение - естественно. Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека. Многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако, если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.
Приведенные примеры показывают значение представлений об особенностях возрастных циклов человека и истоках его развития. Эти знания помогут вам лучше понять себя, разобраться в тех противоречиях, с которым вы сталкиваетесь.
Чем определяется психическое развитие человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем. Много веков существует загадка появление сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.
Еще в русле философских концепций высказывались противоположные взгляды на природу психики. Так, Джон Локк (1632 -1704) считал, что ребенок рождается, лишенный психического, он представляет собой Tabula rasa (чистую доску), на которой среда и общество должны сконструировать психику. Взгляды Локка отдавали предпочтение среде, как источнику психического, и отрицали роль врожденных, биологических факторов для психического развития человека. Это означало, что обучение играет главную роль в приобретении знаний о среде, возможности мыслить и созерцать.
Знания противоположные представлениям Локка высказывались швейцарским философом Жан Жаком Руссо (1712 -1778), который склонялся к “природной” точки зрения на психическое развитие. Он считал, что природа - идеальный творец, и дети с рождения наделены “хорошей” природой и, главное, довериться ей, ее плану, не мешать ее развитию и тогда из этих детей вырастут достойные члены общества. “Назад к природе”- этот призыв выражал воззрения Руссо на истоки человеческого развития, что означало незначительную роль обучения и воспитания в жизни человека.
Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.
- Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека.
- Стадиальность и непрерывность психического развития.
- Проблемы периодизации психического развития
- Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
- Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
- Умственные способности взрослого человека.
- Периодизация развития личности З.Фрейда.
- Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона.
- Теория привязанности
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
- Отрочество
- Подростковые проблемы и культура.
- Заключение
Прочие материалы:
Роль понятий в развитии личности ребенка дошкольного возраста
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (или символиче ...
Воспитание и формирование личности
Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обществ ...
Диагностика уровня развития эстетических норм
Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков.
Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых бы ...
Навигация