Проблемы периодизации психического развития

Психология развития » Возрастные циклы психического развития » Проблемы периодизации психического развития

Страница 1

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.

Вторая особенность состоит в гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.

Гетерохронность развития связана с понятием “сензитивных” и “критических” периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста. Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода.

Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. В человеческом развитии критические периоды чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности своей актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитие человека может служить развитие бинокулярного (стереоскопического) зрения у младенцев, в основе которого лежит мозговая обработка образов, полученная с двух глаз.

Каждый глаз человека снабжает мозг несколько отличными, плоскими изображениями объекта. Совмещение двух, отличающихся изображений с сетчаток двух глаз передаются в мозг и совмещаются, извлекая из рассогласования представление об объеме объекта или третьем измерении. Человек может воспринимать признаки глубины (третьего измерения) и одним глазом (монокулярно), однако точность оценки снижается по сравнению с бинокулярным механизмом глубины. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2 летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз, и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более познем возрасте уже невозможна. Сравнивая понятия “сензитивного” и “критического” периодов, можно описать следующими метафорами. Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врач ...

Выводы
Основная идея гештальта состоит в том, что это целое; полное, покоящееся на себе целое. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией. Основные цели гештальт- терапии это: - повышение способности человека поддерживать ...

Особенности ведущей деятельности
Как отмечает Е. О. Смирнова, признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которо ...