Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Психология развития » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Страница 1

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.

Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.

Объект исследования: старшие дошкольники.

Предмет исследования: учебная мотивация.

Гипотеза исследования: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально обеспечить познавательную активность детей, комплексное решение всех задач, относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая при этом принципы индивидуализации и дифференциации. Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности психолого-педагогической инновационной деятельности в дошкольном образовании (в теории).

Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении, определить педагогические условия использования педагогических игр.

Изучить уровень учебной мотивации дошкольников, занимающихся с использованием игровых методик.

Исследование мотивационной готовности ребенка к школе, исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника".

В исследовании использованы следующие методы и методики: метод беседы - протоколы беседы, методы статистической обработки данных (t - критерий, корреляционный анализ)

Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали следующие методики:

Исследование мотивационной готовности ребенка к школе (диагностическая беседа) Романова Е.С.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург

Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.) - исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника"

Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа) и "Сказка" (контрольная группа) г. Чехова-2. Всего нами было обследовано 40 младших школьников. Из них 22 мальчика и 18 девочек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе - в декабре 2008 г. были обследованы дети старшей группы "Солнышко", которая являлась экспериментальной в ходе данного исследования. Заполнены и составлены все протоколы бесед и вышеуказанные методики. Также были обследованы дети старшей группы "Сказка", которая являлась контрольной в ходе нашего исследования.

На втором этапе с декабря по февраль 2008 - 2009 г. - в экспериментальной группе "Солнышко", в процессе подготовки детей к школе, проводились занятия с использованием сюжетно-ролевых игр.

На третьем этапе в феврале 2009 г. - были проведены повторно исследования мотивационной готовности к школе, мотивации учения и сформированности "внутренней позиции школьника" у двух старших групп "Солнышко" и "Сказка".

На четвертом этапе - февраль 2009 г. полученные данные были подвергнуты обработке и анализу. Все полученные результаты исследования обобщены и систематизированы.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Технология использования подвижных и спортивных игр
Несмотря на большое количество работ, освещающих различные стороны игровой деятельности, остается широкий круг вопросов для серьезного изучения, в том числе, и роль подвижных игр в развитии творческой индивидуальности детей младшего школь ...

Классификация активных методов обучения
Большой клад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С.Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В ...

Анализ социально-психологических особенностей стереотипов
Социальный стереотип - устойчивое, категоричное и крайне упрощённое представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространённое в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социали ...