Определение понятия творческих способностей

Страница 3

Четвёртая фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулирует­ся задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс форма­лизации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организа­ции психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осу­ществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые во­влекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.).

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, диффе­ренциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует ори­гинальные способы решения любых жизненных задач, - это тип творческой лично­сти. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность –

интегративное качество психики человека, которое обеспечива­ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций);

· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокуп­ность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность дей­ствительно рассматривается, как эвристический способ жизнедеятельности, но на уров­не социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид + деятельности

, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не со­гласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и мораль­ные предписания группы.[23]

Дивергентное мышление – важный элемент творческой де­ятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы ди­вергентного мышления могут служить критериями для выяв­ления и оценки креативности.

Дивергентное мышление по Гил­форду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интел­лектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, не­обычность, оригинальность и т.д.[52]

В отечественной психологии проблема интеграции интеллек­туальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской и западно­европейской науке. Главная причина, видимо, в том, что по су­ществу эти явления традиционно рассматривались как единый комплекс. Важнейшей причиной данного положения дел следу­ет считать полный отказ от теории и практики тестирования (1<2) и изучение интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на рассмотрение интеллекта (в пер­вую очередь мышления) как комплексной характеристики не только исключающей креативности, а даже, напротив, рассмат­ривающей последнюю как необходимую составляющую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Влияние интонационного контекста на восприятие рекламного сообщения
В ситуации коммуникативного воздействия с помощью телевидения, и, тем более, радио, реципиент зачастую может создать впечатление о коммуникаторе только с помощью экстралингвистической и просодической невербальной информации Одной из сист ...

Правила «игры в мышление»
Наши мысли зависят от того, каким правилам подчинен их ход. Давайте поговорим о тех правилах «игры в мышление», которые необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей. Проявляйте по ...

Физиологические механизмы стресса
Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем. И, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать «главное»), то уж точно - сам ...