Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмотивом дальнейших исследований проблемы мышления в отечественной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в проблемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мышления – прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как основа обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Калмыковой (1981).[7]
Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуальная активность» [25].
Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По определению автора, «интеллектуальная активность» есть «интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. Качественной мерой активности является интеллектуальная инициатива, суть которой заключается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Богоявленская, 1983).
С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуальной активности – креативный – является показателем творческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психологами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляется, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интеллектуальных и личностных факторов.
А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:
· доминирующая роль познавательной мотивации: у детей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации — мотивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активности, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не насыщаема (А. М. Матюшкин, 1991);
· исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем: исследовательская активность одаренного ребенка к 3-5 годам преобразуется в более высокие формы и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Одаренные дети проявляют интерес к исследованию отношений, причин и следствий, обнаружению связей, даже не явно представленных. Развитие определяется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которые определяют избирательность по отношению к новому (А. М. Матюшкин, 1991). С 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность. В 8-12 лет процесс поиска и исследования завершается решением проблем, обнаружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой «нерешаемой» проблемы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. де Боно);[30]
Прочие материалы:
Как и у кого стресс разрушает здоровье
Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!»
Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья?
С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию ...
Понятие "потребительское поведение" и
потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...
Основные закономерности возрастной динамики смысла
любви
Если хочешь быть любимым, люби
Сенека
Сравнение представлений школьниц, студенток и молодых жен и анализ динамики женских представлений о любви позволяет сделать вывод о высокой устойчивости выделенных в результате исследования типов му ...
Навигация