Определение понятия творческих способностей

Страница 4

Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмоти­вом дальнейших исследований проблемы мышления в отече­ственной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в про­блемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мыш­ления – прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как ос­нова обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Кал­мыковой (1981).[7]

Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуаль­ная активность» [25].

Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По опреде­лению автора, «интеллектуальная активность» есть «интег­ральное свойство некоторой гипотетической системы, основ­ными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неин­теллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы ум­ственной деятельности. Качественной мерой активности яв­ляется интеллектуальная инициатива, суть которой заклю­чается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Бого­явленская, 1983).

С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной актив­ности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуаль­ной активности – креативный – является показателем твор­ческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная законо­мерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психоло­гами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляет­ся, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интел­лектуальных и личностных факторов.

А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:

· доминирующая роль познавательной мотивации: у де­тей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации — мо­тивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активнос­ти, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практичес­ких целей и завершается по мере удовлетворения по­требности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не­ насыщаема (А. М. Матюшкин, 1991);

· исследовательская, творческая активность, выражаю­щаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем: исследовательская активность одаренного ре­бенка к 3-5 годам преобразуется в более высокие фор­мы и выражается в самостоятельной постановке вопро­сов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Одаренные дети проявляют интерес к исследованию от­ношений, причин и следствий, обнаружению связей, даже не явно представленных. Развитие определяется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, ко­торые определяют избирательность по отношению к новому (А. М. Матюшкин, 1991). С 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает открытость ребенка новому, выражается в поиске несо­ответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), в соб­ственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность. В 8-12 лет процесс по­иска и исследования завершается решением проблем, об­наружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к ре­шению проблемы. Решение такой «нерешаемой» пробле­мы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. де Боно);[30]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Как и у кого стресс разрушает здоровье
Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!» Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья? С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию ...

Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...

Основные закономерности возрастной динамики смысла любви
Если хочешь быть любимым, люби Сенека Сравнение представлений школьниц, студенток и молодых жен и анализ динамики женских представлений о любви позволяет сделать вывод о высокой устойчивости выделенных в результате исследования типов му ...