Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года.
Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет.
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в школьных кабинетах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Исследования проводилось в несколько этапов:
· Первый этап: тестирование испытуемых по тесту дивергентного (творческого) мышления; (Приложение №1)
· Второй этап: тестирование испытуемых по опроснику творческих характеристик личности; (Приложение №2)
· Третий этап: тестирование испытуемых по методике «Запомни и расставь точки» (Приложение№3)
· Четвертый этап: количественный и качественный анализ полученных данных, включал в себя, в том числе:
1. обработку данных по t–Стьюдента для выявления достоверности различий между двумя группами учащихся,
2. корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между творческими способностями и познавательными процессами личности.
Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследуемой группе детей.
Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.
При составлении сводной таблицы результатов тестирования нами был применен для удобства статистической обработки следующий метод: данные по месту обучения были оценены по баллам.
Образование:
- в общеобразовательной школе – 0 баллов;
- в Детской школе искусств – 1 балл.
Здесь и далее знак "*" обозначает 5%-ый уровень статистической значимости, а знак "**" - 1%-ый.
Прочие материалы:
Возникновение и значение навыков
Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.
Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промеж ...
Социально-психологический климат
коллектива как показатель развития организации
В многочисленных определениях и интерпретациях социально-психологического климата, предложенных на Западе, имеется одна общая черта: везде говорится о взаимодействии индивида с организационной средой.
Выявление релевантных факторов при о ...
Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления ( ...
Навигация