4. Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам.
5. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
6. Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления.
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата, который включает многие вышеперечисленные факторы.
На межличностные отношения в трудовом коллективе оказывает влияние множество факторов: экономические, нравственные, эстетические, административные и др. Формой выражения этих факторов является информация, которая становится непосредственным предметом труда сотрудника. В конечном счете, информация выражает определенные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что предметом труда сотрудника помимо информации являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию этих отношений носит профессиональный характер, поэтому необходим профессиональный отбор работников системы управления, т. е. сотрудников. Помимо уже упомянутых выше организаторских качеств менеджер должен обладать гражданственностью, требовательностью к себе и другим, высоким уровнем общей и управленческой культуры. Степень развития этих качеств в человеке служит основой определения профессиональной пригодности работников к руководящей должности. Практика показывает, что качества, которые дают возможность руководить совместной деятельностью людей, существуют вне связи с производственным опытом специалистов и могут быть оценены заранее.
Выделяются следующие организаторские способности, которые непосредственно влияют на развития каждого сотрудника в частности:
- адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний;
- инициативность;
- нетерпимость к косности, консервативным проявлениям;
- стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности;
- готовность к обоснованному риску;
- стремление к нововведениям;
- расширение круга своих полномочий;
- самообладание, предприимчивость.
Благоприятный психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий руководителей и всех сотрудников организации[20].
[1] Журнал «Psychology» Ст. № 34. Журавлева А.Л. Анализ исследования взаимоотношений сотрудников. М. 2004.
[2] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии.- М. 2000.С. 85.
[3] Бейлза Р. Общая психология.- М. 1989. С. 351.
[4] Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 2002. С. 34.
[5] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 166.
[6] Там же. М. 2000. С. 15.
[7] Машков В.Н. Психология управления.- М. 2002. С. 69.
[8] Там же. М. 2000. С. 206.
[9] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 39.
[10] Там же С. 40.
[11] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 182.
[12] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 177.
[13] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 238.
[14] Немов Р.С. Указ. Соч. С. 145.
[15] Д. Мак-Дэвида и Х. Харари. Нормы являются не просто жёсткими ограничениями и предписаниями чёткого образа действий, но выделяют ряд принятых, допустимых вариаций поведения. // Регулирование норм внутри группы.- Л. 1970.
[16] Левин К. Групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе // Социально-психологические характеристики групповой динамики. 1939.
[17] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф Общая психология. 1988.
[18] Виханский О.С., Наумов А.И. Психология. 1999. С. 12.
Прочие материалы:
Развитие и воспитание воли ребёнка
Воля, как и большинство других высших психических процессов, развивается и формируется в ходе возрастного развития человека, в результате воспитания и обучения и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Так, уже ...
Середина жизни.
В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы мора ...
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7
лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...
Навигация