Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос…, а влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение…». Что касается влияния наследственности, то «…заложенные природой наклонности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей… Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело…».
Согласно определению понятия «педагогическая запущенность» - это социальное явление, характеризующиеся дезадаптивным поведением, которое может проявляется в неадекватность самооценки (завышенная, заниженная), повышенной возбудимости, патологическом упрямстве, агрессивности в различных проявлениях, капризности, раздражительности, снижении волевой активности, легкой подчиняемости, напряженном и пренебрежительном отношении со взрослыми людьми (в том, числе и с родителями), стойком непослушании, лживости. Чаще всего вышеперечисленные признаки присутствуют у педагогически запущенных детей в комплексе.
Подобное социальное явление – это результат неправильного семейного воспитания, например, доминирование одного из родителей, частые конфликты, ссоры между членами семьи, постоянная напряженная обстановка в семье с частым расхождением во мнениях по вопросу воспитания детей, явно выраженная неприязнь или пренебрежение к какому-либо члену семьи; гипоопека или гиперопека, потвортствующая гиперопека, эмоционально—отвергающее поведение членов семьи, жестокое обращение.
Согласно статистике, к категории «педагогическая запущенность» по половому признаку относятся 73% мальчиков и 27% на девочек; 77% детей имеют хронические заболевания внутренних органов, 34%- нарушения опорно-двигательного аппарата, 48% - речевую патологию, которая носит системный характер и при этом отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы. Сложно даже сказать, что первично, а что вторично в этой патологии – биологическое или социальное.
Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.
Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.
Прочие материалы:
Шкала интеллекта Векслера
Тестирование интеллекта детей проходило по адаптированной в России детской шкале интеллекта Векслера (WISC), используемой для диагностики когнитивных способностей детей в возрасте 5–16 лет и состоящей из 12 субтестов. Одна половина субтес ...
Как и у кого стресс разрушает здоровье
Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!»
Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья?
С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию ...
Функции сказки
Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она ...
Навигация