В последние десятилетия все более актуальной становится проблема здоровья подрастающего поколения. Согласно статистике Российской академии наук и Всемирной организацией здравоохранения, с каждым годом возрастает количество больных и ослабленных детей, помимо этого, качественно изменился характер заболеваний и они стали более тяжелыми и их прогноз менее утешительным. Так, по данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания, а специальные исследования показывают, что 15-20% детей дошкольного возраста страдают заболеваниями затяжного характера, 35-40% имеют речевую патологию, более чем у 50% школьников - ослабленный организм, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессий по своему физическому состоянию.
Как известно, наиболее наглядным показателем здоровья человека выступает именно его физическое развитие. Оно - чуткий индикатор социально-экономических изменений, как в ту, так и в другую сторону.
Болезненные социальные явления, переживаемые в настоящее время Россией, невольно побуждают обратиться к историческому прошлому, - еще в первые десятилетия ХХ века В,П.Кащенко ратовал за создание «общественного течения в пользу многочисленного класса несчастных детей в интересах государственной безопасности, школьной гигиены и педагогики». Но…больное общество – больные дети. Массовая детская патология – производная общественных бед.
Если рассматривать макросреду (социум в масштабе государства Россия, в целом, в пределах конкретного региона или в рамках отдельного города), в которой воспитываются и которая воспитывает детей, то здесь налицо значительные сложности, даже, несмотря на то, что в стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии; имеются определенные достижения и значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики, в частности, речевой патологии, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.
Дети России ныне повседневно испытывают на себе тяжесть социально-экономического кризиса переходного периода. Повсеместное ухудшение их физического и психического здоровья - показатель общего неблагополучия. Так, в России сегодня проживает около 39 миллионов детей, что составляет более 26% общей численности населения: среди количественно-качественных показателей, характеризующих их состояние, прежде всего, обращает на себя внимание большая младенческая и детская смертность, не снижается материнская смертность, ухудшается качество здоровья беременных женщин и новорожденных детей, большую остроту приобрела проблема детской инвалидности, беспризорности и многие другие.
Исходя из всего вышесказанного, видно, что определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.
Исследование для настоящей дипломной работы проводилось в г. Нижневартовске Тюменской области, который расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины, на реке Обь; климат - типично континентальный с резкой сменой погоды, что обусловливается его географическим положением – близость Северного Ледовитого океана, господство воздушных масс, приходящих с Атлантического океана, и равнинностью рельефа; природная зона – лесоболотная средняя тайга.
Национальный состав: в городе проживает более 400 тысяч человек, в количественном отношении преобладают русские, татары, башкиры, украинцы.
Миграционные процессы, происходящие в городе, обусловлены материальной заинтересованностью людей. Среди слабой закрепляемости населения в городе преобладают причины нестабильности политической и социально-экономической ситуации в странах СНГ; в городе отмечается «молодёжная» структура населения, занятого и постоянно вновь прибывающего для работы в нефтегазовой промышленности.
Социальный портрет семей, которые приняли участие в настоящем исследовании, носит разноплановый характер, но можно выделить некоторые тенденции в их социальном статусе: преобладают полные семьи, средний возраст родителей колеблется от 31 до 40 лет, имеются отдельные благоустроенные квартиры (без проживания с ними других родственников), материальные доходы на среднем уровне, в семьях от 1 до 2-х детей.
Хотелось бы заметить, что макросреду следует рассматривать не только с масштабной позиции всей России, региона, города, но и с более мелкой, но не менее значимой и проблематичной - «детский сад», который является разновидностью макросистемы.
Воспитание и развитие ребенка, в первую очередь, начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка, но и здесь имеются определенные проблемы и сложности.
Следует помнить, что основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Поэтому при организации и проведении педагогической коррекционно-оздоровительной работы с детьми, в первую очередь, необходимо выявить этиологию речевого расстройства и обозначить, что есть первично, а что является вторичным в конкретной речевой патологии.
Исходя из вышеизложенной аргументации актуальности выделенной проблемы, определена тема настоящей дипломной работы «Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет».
Цель исследования – изучение вопроса влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.
Задачами работы являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.
2. Изучить особенности условий макро- и микросреды с целью выявления основных факторов, оказывающих влияние на речевое развитие детей.
3. Изучить социальные условия семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью анализа влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие и разработки индивидуально-дифференцированных коррекционно-педагогических программ по предупреждению, профилактике и собственно коррекции речевых дефектов у детей, выделенной группы, в дальнейшем.
4. Определить пути коррекционного логопедического воздействия на микрофакторы социальной среды.
Объект исследования – макро- и микрофакторы социальной среды, оказывающие влияние на речевое развитие детей.
Предмет исследования – макро- и микросреда детей 5-7 лет, оказывающая на возникновение и развитие речевой патологии.
База экспериментального исследования: Муниципальный детский сад комбинированного вида № 68 (МДСКВ №68)
Гипотеза исследования - предполагаю, что микрофакторы окружающей среды оказывают значительное (в некоторых случаях, определяющее) влияние на возникновение и развитие речевой патологии у детей 5-7 лет; и только благодаря ранней и своевременной, систематической, целенаправленной работе всех участников лечебно-педагогических, коррекционных и развивающих мероприятий возможна эффективная коррекция возникших речевых нарушений при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ с учетом структуры патологии, клинического диагноза, индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, учета особенностей вторичных отклонений в развитии, обязательного изучения микрофакторов окружающей среды и проведения коррекционно-профилактического воздействия на условия этой среды.
Методы исследования:
q изучение научно-методической литературы;
q теоретический анализ литературы;
q анкетирование;
q математико-статистический и качественный анализ полученных данных
Структура дипломной работы - дипломная работа (объем – 60 страниц) состоит из: введения, главы 1 – теоретические подходы к проблеме, главы 2 - практическая направленность в изучении данной проблемы, заключения, списка использованной литературы (50 источников), приложения.
Теоретико-методологической базой являются труды следующих представителей науки: Выготского Л.С., Лурия А.Р., Давыдовского И.В., Дрогаева С.М., Хватцева М.Е., Кащенко В.П., Ефименковой Л.Н., Шеляг Т.В., Мастюковой Е.М. и др.
- Этиология речевых нарушений
- Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды
- Задержка психического развития
- Педагогическая запущенность
- Пути коррекционного логопедического воздействия на микрофакторы окружающей среды
- Заключение
Прочие материалы:
Выводы
Основная идея гештальта состоит в том, что это целое; полное, покоящееся на себе целое. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией. Основные цели гештальт- терапии это:
- повышение способности человека поддерживать ...
Положительные и отрицательные психические состояния
военнослужащих
Психические состояния воина в бою - это временные целостные состояния его психики в боевой обстановке, определяющие уровень влияния боевых стресс-факторов на его поведение, протекание психических процессов и на саму боевую деятельность.
...
Понятие о воображении
В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных.
По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предме ...
Навигация