Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды

Психология развития » Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет » Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды

Страница 1

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Конец XX в. в стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Одним из фундаментальных методологических принципов, которым следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении. Известно, что психофизиологическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные закономерности, базирующиеся на природных данных (врожденные биологические, в том числе генетические) и социальных влияний (особенности семьи, обучения и пр.).

Психофизиологические функции организма ребенка развиваются неравномерно, претерпевают в процессе становления ряд критических этапов, отличительными чертами которых являются повышенная сензитивность и ранимость под влиянием вредоносных факторов. Понятие «кризис развития» введен Л. С. Выготским еще в 30 годы XX в. и включает представление о том, что накапливающиеся на каждом возрастном этапе онтогенеза психологические изменения подготавливают переход на новый уровень психического развития, новообразования каждого предыдущего периода развития становятся основой для формирования психики на новом этапе.

Другим важным положением Л. С. Выготского, тесно связанным с представлением о кризисах развития, является тезис о «социальной ситуации развития». Это совокупность внутренних процессов развития и объективных внешних условий, специфических для каждого возрастного периода. Это следует понимать таким образом, что новые качества психики (речи, в том числе) возникают тогда, когда есть «внутренняя готовность» к новообразованиям и «условия социума», необходимые конкретно для развития именно этих новообразований.

Болезненные социальные явления, переживаемые в настоящее время Россией, невольно побуждают обратиться к историческому прошлому, - еще в первые десятилетия ХХ века В,П.Кащенко ратовал за создание «общественного течения в пользу многочисленного класса несчастных детей в интересах государственной безопасности, школьной гигиены и педагогики». Но…больное общество – больные дети. Массовая детская патология – производное общественных бед.

Если рассматривать макросреду (другими словами, социум в масштабе государства Россия, в целом, в пределах конкретного региона или в рамках отдельного города), в которой воспитываются и которая воспитывает детей, то здесь налицо значительные сложности, даже, несмотря на то, что в нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии; имеются определенные достижения и значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики, в частности, речевой патологии, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Вывод
Таким образом, данный проект показал, что внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в раз ...

Классификация стилей с точки зрения различных подходов.
Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуац ...

Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики. Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям" Опросник пред ...