Гендерная субкультура

Страница 2

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория - это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального "настоящего" мужчину, это нормативный эталон мужественности.

Но индивидуальные свойства, стереотипы массового сознания и социальные нормы, как и наши представления о.реальном, желательном и должном, никогда не совпадают,. Поэтому существуют не только разные каноны маскулинности, но и разные парадигмы ее изучения, которые кажутся взаимоисключающими, но фактически являются взаимо дополнительными. Тем более что они реализуются разными научными дисциплинами.

В современной науке существуют 4 главные парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и постмодернистская. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две парадигмы - конструктивистские, они считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.

Биолого-эволюционный подход. Трактовка маскулинности как совокупности природных качеств, отличающих мужчин (самцов) от женщин (самок), исторически является древнейшей. Ее формулировку можно обнаружить уже у древнегреческого историка Ксенофонта, по словам которого "природу обоих полов с самого рождения… бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины для внешних. Тело и душу, мужчины он устроил так, что он более способен переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома." Поэтому "женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах" [13, 804-805].

Психологическая маскулинность в значительной степени связана с индивидуализацией личности, а значит, развитием ее от зависимости к автономности, от конформизма к свободному самоопределению [23].

Иными словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания зависят не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли [13, 805]

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так стереотип маскулинности изменился определенным образом: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных стереотип маскулинности остается более традиционным (как и у подростков).

Стереотип женственности сложился в ХIX веке, но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – то есть обладать мужскими качествами [1, 204].

Понятие феминизм появилось во французском языке в первой половине ХIХ века. Изначально этот термин был связан с понятием «эмансипированная женщина» и было связано с борьбой женщин за равноправие с мужчинами во всех сферах деятельности [1, 15].

Сейчас феминность обозначает женственность и все понятия которые можно сюда отнести. Поведенческая поливариантность свидетельствует об активном усвоении женщинами всего спектра социальных ролей, стилей и тактик. Вместе с тем надо помнить о границах толерантности, выход за пределы которых чреват утратой гендерной специфичности [4].

Психологическая феминность связана с децентрализацией личности, то есть смещением мотивационно-ценностной детерминации с эгоцентричных и группоцентричных стремлений на универсально-милосердные альтруистические стремления.

Учет особенностей феминности является одним из основных аспектов жизнедеятельности нашего общества, так как одной из его тенденций выступает проникновение женщин во все структуры и аппараты власти (42,2% - доля женщин среди руководителей предприятий в США; 40,4% - доля женщин среди парламентариев в Швеции), это связано с повышенным уровнем феминизации в странах [22].

В понимании феминности маскулинности как комплексных образований следует выделять три уровня детерминации:

1) психобиологический;

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов
Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а т ...

Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165]. Способность ощущать дана нам и всем ...

Восприятие рекламы как социального явления студентами и школьниками в современном российском обществе
За последние годы профессионализм российских рекламистов в целом значительно возрос. Но до сих пор реклама несет в себе качества очевидной двойственности: с одной стороны, рекламная информация воспринимается субъектом положительно, так ка ...