Гендерная субкультура

Страница 3

2) психосоциальный;

3) психоэкзистенциальный (личностный) [23].

Без относительно к иным установленным нормативным различиям, все общества различают между мужскими и женскими; все общества обеспечивают существования институциональных, приемлемых для данного пола ролей, для взрослых мужчин и женщин. Лишь очень немногие общества признают существование третьей категории, промежуточной в отношении сексуальности, к которой относятся чиеннские бердачи, оманские ксаниты, таитянские маху. Но даже и в этих случаях выделения андрогинного гендера индивидуум вынужден совершать жизненный выбор идентичности и следовать предписанным правилам полового поведения [3, 880].

Сама проблема вечна, как мир. Классики мифологии, этнографии и психологии (М. Элиаде, М. Мид, С. Бем) показали, что андрогинность прослеживается во всех духовно-религиозных системах, от первичных мифов и языческих верований до утонченных гностических учений и современных психологических концепций личности.

Андрогин – существо, совмещающее в себе женщину и мужчину и отрицающее пол как таковое. Преодоление пола как основного зла – вот подлинная антропологическая революция, становление аутентичного человека как бесполого и духовного существа. С этой позиции, человек – существо андрогинное изначально, врожденно, с моменты слияния гамет и до смерти. Данное утверждение имеет изначально общебиологическое обоснование. Бисексуальность сегодня является новой ипостасью андрогинии, хотя как подчеркивает И.С. Кон, это понятие крайне не определенное ввиду социально психологической аморфности носителей данных социальных качеств [4].

Андрогиния — совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание «мужских» и «женских» качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу [12].

Андрогиния являет собой существенный элемент природной эволюции живого, включая человеческое, а также не менее существенный элемент мифологического сознания – его архетипический символ. В то же время андрогинное начало в человеке может манифестироваться в виде бисексуального поведения, а может пребывать в латентном состоянии [4].

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации
В многочисленных определениях и интерпретациях социально-психологического климата, предложенных на Западе, имеется одна общая черта: везде говорится о взаимодействии индивида с организационной средой. Выявление релевантных факторов при о ...

Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии.
В теории Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту [22]. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся ...

Понятие ценностных ориентаций
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых и ...