Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности.
I. В результате опроса (Приложение А), выделены характерные отношения в семьях:
Отношение родителей к подросткам:
1) Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к подростку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3 %) и др.
2) Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей – 9 (27,2%);
3) Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3 %);
4) Конфликты семье – 3 (9,1 %);
5) Хорошие взаимоотношения – 0 (0,00%).
Выявленное отношение родителей к старшеклассникам, как правило, влекут за собой и отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.
Результаты опроса родителей.
1) Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям – 13(39,3%);
2) Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8(24,2%);
3) Хулиганистые выходки – драки, воровство – 3 (9,1%);
4) Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – 7(21,1)%;
5) Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%).
На рисунке 3 представлены результаты опроса родителей.
И так, опрос родителей и старшеклассников позволил сделать вывод, о том, что в семьях отношение старшеклассников и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации старшеклассников. Вместе с тем можно сказать, что не все старшеклассники поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей.
II. Анализ материалов диагностики методом опроса "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е.Шафер), позволил выявить отношение родителей к подросткам и наоборот, отношение подростков к родителям.
При сравнении ответов родителей и старшеклассников выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями старшеклассников доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе.
Прочие материалы:
Младший школьный возраст
В период от 6-7 лет до 9-10 лет существенно изменяются структуры и функциональные возможности мозга ребенка.
Генеральная линия психофизиологического созревания состоит в следующем: совершенствуется морфофункциональная организация коры и ...
Подросток и семья
«Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное ...
Психологические особенности распознавания эмоций
взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно ...
Навигация