Старшеклассники говорят о позитивном интересе в случаях, когда родители стремятся достигнуть их расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие основано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
Автономность основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.
Непоследовательность же в проведении линии воспитания у родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов - доверчивость и конформизм. Сводные результаты опроса представлены в Таблице 2
Таблица 2 - Сводные результаты опроса по Е. Шаферу
Для старшеклассников |
Балл |
Кол-во |
% | ||||||
POZ |
позитивный интерес |
4 |
7 |
21,2 | |||||
DIR |
- |
директивность |
3 |
6 |
18,3 | ||||
HOS |
- |
враждебность |
2 |
9 |
27,1 | ||||
AUT |
- |
автономность |
5 |
5 |
15,1 | ||||
NED |
- |
непоследовательность |
5 |
6 |
18,3 | ||||
Для родителей |
Балл |
Кол-во |
% | ||||||
POZ |
- |
позитивный интерес |
5 |
5 |
15,1 | ||||
DIR |
- |
директивность |
2 |
7 |
21,3 | ||||
HOS |
- |
враждебность |
4 |
8 |
24,2 | ||||
AUT |
- |
автономность |
3 |
6 |
18,1 | ||||
NED |
- |
непоследовательность |
5 |
7 |
21,3 |
Прочие материалы:
Влияние тревоги на эффективность деятельности
В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает однозначные резу ...
Роль понятий в развитии личности ребенка дошкольного возраста
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (или символиче ...
Развитие личности и ее
структура
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстн ...
Навигация